
Все мы в детстве читали "Принц и нищий" или "Король Дроздобород". В этих историях королевские отпрыски, по желанию или волей судьбы, оказывались в шкуре самых обездоленных подданных своих родителей. Став постарше, мы забываем эти книжки. Может быть, из-за их счастливого конца.
Даже первый, оголтело-пубертатный опыт столкновения с реальностью, заставляет сделать выводы о том, чем жизнь отличается от сказки. Уже на этом этапе одни из нас перестают верить в то, что благополучный финал возможен, а другие начинают его бояться.
Герои.

Главное, невзначай не наткнуться на странный вариант, вроде «После работы» М. Скорсезе, «Диких сердцем» Дэвида Линча или «Нечто дикое» Джонотана Демма, в которых, цитируя гениального кинокритика Д. Добротворского, «Фасад благополучия и процветания оказывается муляжом», а «Колодец, сквозь который яппи Алиса проваливается в страну чудес, подстерегает за любым углом, за любым поворотом».

Герои голливудского и окологолливудского кино демонстрируют массу возможностей обрести мир в доме и кейс с деньгами в придачу, благодаря верности своей второй половине (или ее безнадежному поиску), нежным, хоть и неоднозначным чувствам к родителям и, естествено, патриотизму и прижившейся в спинном мозгу вере в главного ее защитника – президента. При всей необоримой благодати подобной этики и сладости плодов добронравия, откуда-то берутся чертинейджеры, которые делают все наоборот.
Антиподы.

Оказавшись в свободном полете, они скоро осознают неизбежность приземления, поскольку махать крыльями бесконечно не может даже орел, не говоря уж о желторотом галчонке. И вот тут-то и наступает час икс. Оказавшись в неведомых далях, некоторые из них поступают подобно Розе, героине «Титаника» Джеймса Камерона, над которым в конце 90-х победно сомкнулись волны банкнот. С юношеским энтузиазмом они начинают вить гнездо по типу родительского и, умудренные опытом, готовы удовольствоваться сытой обывательской судьбой, взамен навек потерянного блеска дворцов. И становятся тем исключением, которое только подтверждает правильность голливудской логики. Другие же, те кому ветер свободы особенно сильно ударил в голову, ведут себя как ворона из старого мультика про домовенка Кузю, которая, обожравшись колдовского зелья, орет на весь лес: «Куда хочу, туда лечу!»

Героиня трилогии «US for America», убегает от своего отца гангстера и пытается своими руками изменить мир. Ничего хоошего из этого не получается и, для того, чтобы довести дело до конца, ей приходится убивать. Сложно сказать, что ждет Грэйс в последней части трилогии, но исходя из логики творчества Фон Триера, можно предположить, что хэппи-энда не будет.

Художники, создающие образы таких безумных ворон, отличаются от своих коллег, утешающих зрителя сладкой сказкой как минимум тем, что не лгут в финале. При всей фантасмагории или схематизме образов, логика их мысли предельно реалистична. Каждый, представив себя на месте Маргарет или Грэйс, понимает, что сделай он аналогичный по сути выбор, с ним случилось бы то же самое. В то время как счастье героев американской мечты возможно только в пространстве фильма, хоть они и претендуют натужно на знание правды жизни.
Рита
Комментарии