Отмеченный «Оскаром» немецкий фильм о нравственном пробуждении отдельно взятого агента «штази»
Жизнь других (Das Leben der Anderen)
Германия, 2006.
Режиссёр: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк.
В ролях: Ульрих Мюэ, Себастьян Кох, Мартина Гедек, Ульрих Тукур.
Жанр: драма
В кинотеатре «Родина» - с 19 июля.

1984-й год. Германская Демократическая Республика, вместе с остальным соц. лагерем, вступает в период маразматического упадка. Граждане толпами бегут на Запад. Тайная полиция свирепствует больше обычного. Гауптман зловещей «штази» Вислер – безжалостное существо с купированной мимикой, обучающее курсантов школы ГБ искусству выбивать признания методом лишения сна – получает сверху задание поставить на тотальную прослушку драматурга Дреймана. Последний вроде как пишет идейно правильные пьесы и дружит с нужными людьми. Однако в его доме постоянно трутся нелояльные режиму личности, а сам драматург сожительствует с театральной звездой Кристой-Марией Зиланд – женщиной завидной красоты. Фрау Зиланд и является невольной причиной нависших над Дрейманом туч: всесильный номенклатурный босс Хемпф - отвратительная жирная свинья - хочет её заполучить в наложницы, а соперника-драматурга отправить ненадолго отдохнуть в застенке.

Молчаливый Вислер фарширует драматургову квартиру «жучками», а сам сутки напролёт сидит на чердаке и слушает. Поначалу передают типичный звукоряд слегка диссидентствующей богемы: полный дом гостей, музицирование на фортепьяно, разговоры об искусстве, а также то, о чём гауптман чеканно пишет в рапорте: «затем объект и КМЗ предположительно осуществили половой акт». Внезапно наш железный дровосек, следя за насыщенной «жизнью других» начинает постигать неведомое. Он ни с того ни с сего открывает томик Брехта. Слушая пропущенного через ламповое оборудование Бетховена, он, совсем как Ильич в своё время, смахивает непрошенную слезу. Наконец, платонически влюбившись в прекрасную подругу «объекта», агент нанимает довольно кошмарную проститутку. Одним словом, в Вислере на пятом десятке просыпается человек чувствующий и нравственный.
В это же время герой начинает присматриваться к прежним друзьям по «конторе»: те творят подлости и подсиживают друг друга, рассказывая при этом несмешные анекдоты про товарища Хонеккера, и вообще сеют кругом насилие и цинизм. Так что зритель совершенно подготовлен к подвигу открывшего глаза офицера «штази». Когда Дрейман ударяется в политику и пишет для вражеского журнала «Шпигель» «антисоциалистическую» статью, главный герой полностью фальсифицирует операцию, докладывая, что объект пишет пьесу про Ленина.

По фильму «Жизнь других» легко можно определить тип картин (если он кому-то был не очень ясен), которым Американская киноакадемия выдаёт «Оскары» в номинации «лучший иностранный фильм». Кино фон Доннерсмарка добротно, степенно, предельно консервативно по форме и несёт, что называется, гуманистический «мессейдж». Искать здесь осмысленное политическое высказывание – дело, по-моему, сомнительное. О ГДР – сложном и странном эксперименте в истории социализма – куда плодотворней высказались другие кинематографисты: Шлёндорф, например, с «Легендами Риты» или даже популярная трагикомедия «Гуд бай, Ленин!».
На самом деле, превратить довольно неочевидный сюжет (обращение Савла в Павла среди тоталитарных ужасов) в кисель голливудского разлива не дают отличные актёры. Мартина Гедек выдаёт совершенно параллельную историю – драму умной и усталой женщины, которая просто хочет заниматься любимым делом и не хочет в тюрьму. Но, конечно, главное наваждение фильма – немецкий артист Ульрих Мюэ, похожий на Кевина Спейси настолько, что даже на минутку мерещится в этом некий безумный синефильский замысел. Сыгранному им, в максимально аскетическом ключе, немыслимому этому гауптману не хочешь, а веришь почти до финальных титров. К тому «Жизнь других» - дебютный, вроде бы, фильм молодого человека с феодальной фамилией фон Доннерсмарк. Посмотрим, что этот одарённый и аккуратный режиссёр, на старте глотнувший столько звёздной пыли, будет делать дальше.
Артём Лангенбург
20.07.2007
Также читайте в журнале BE-IN:
«Жизнь в розовом цвете» Оливье Даана
Фильм «Ангел» Франсуа Озона в кинотеатре «Аврора», анонс
Не хочу спать одна / Hei Yan Quan
Комментарии