Что нужно знать молодому дизайнеру о защите своих интеллектуальных прав
  • 20.11.15
  • 7715

Что нужно знать молодому дизайнеру о защите своих интеллектуальных прав

Защита своих интеллектуальных прав в суде – вопрос, в который начинают углубляться, как правило, по необходимости. Мы предлагаем изучить его заранее, хотя бы поверхностно, чтобы знать, как можно обезопасить себя в случае судебных разбирательств. Можно ли защитить, к примеру, узор на ткани, какие проблемы могут возникнуть с регистрацией товарного знака и что такое МКТУ, нам рассказал Евгений Гонченко.

Защита интеллектуальных прав

Евгений Гонченко,
руководитель «Юридической конторы доктора Гонзо»

О защите своих интеллектуальных прав

«С точки зрения права труд дизайнера может выражаться в создании широкого круга объектов, каждый из которых может быть защищен различными способами. Например, название коллекции может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, узор ткани – как товарный знак или промышленный образец. На оригинальное техническое решение может быть получен патент, как на изобретение или полезную модель. Кроме того, любой элемент графики или дизайна также защищен авторским правом, которое не требует регистрации.

Если нарушитель не готов договариваться и удовлетворять требования правообладателя в добровольном порядке, обращение в суд часто является единственным способом защиты. Так, в зависимости от нарушения, в суде могут быть предъявлены требования о пресечении действий, о возмещении убытков, о публикации решения суда, о взыскании компенсации и другие.

При этом, при взыскании компенсации (за нарушение авторских, патентных прав, прав на товарный знак) от истца не требуется доказательств понесенных убытков и их размера. Кроме того, в случае победы в суде ваши судебные расходы и затраты на внешнего юриста могут быть возмещены проигравшей стороной.

Судебной практики, конечно, пока немного, по крайней мере по промышленным образцам. Но даже если вы проиграли дело в первой, второй, третьей инстанции, всегда можно дойти до Конституционного суда и изменить практику. Самое главное – доказать, что образец был скопирован именно у вас. Если правообладатель докажет, что он был скопирован у него, то в рамках авторского права он имеет право на защиту.

Именно поэтому очень важно сохранять черновики. Это относится и к дизайнерам, и к фотографам, и к художникам. В случае с фотографией, например, в суде можно показать неопубликованные снимки со съемок или исходники. Лекала могут послужить доказательствами прав на определенную модель одежды. Наилучший вариант – посылка, отправленная самому себе по почте России. Нераспечатанная коробка или заказное письмо с исходниками, датированные числом, предшествующим моменту начала продаж или публикации объекта спора, послужат сильным доказательством в суде.

В отношениях с собственными партнерами и сотрудниками может быть применен режим коммерческой тайны, в то время как в договорах с дизайнерами и заказчиками следует четко определять положения, касающиеся исключительных прав на результаты творческого труда. Соблюдение этих и других мер позволит защитить результаты своей интеллектуальной деятельности и подготовить достаточную доказательственную базу на случай судебного разбирательства.

Какие проблемы могут возникнуть с регистрацией товарного знака

В регистрации обозначения (названия, логотипа, слогана и прочего) в качестве товарного знака может быть отказано, если оно тождественно или сходно до степени смешения с уже зарегистрированным в отношении однородных товаров или услуг знаком. Таким образом, в отношении различных товаров одновременно могут быть зарегистрированы абсолютно одинаковые обозначения при условии, что у потребителя не возникнет представления о принадлежности продукции одному производителю.

Также не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида, являющихся общепринятыми символами и терминами. Например, не получится зарегистрировать обозначение «кардиган» в отношении вязаных свитеров.

Существуют и другие основания для отказа в регистрации, поэтому перед подачей заявки следует проконсультироваться со специалистом. В то же время, достаточно часто отказ в регистрации может быть преодолен путем подачи аргументированного ответа.

Сколько классов товара имеет смысл выбирать молодому дизайнеру

Товарный знак регистрируется в отношении определенных товаров и услуг, которые объединены в классы МКТУ (Международная классификация товаров и услуг). С помощью МКТУ упрощается порядок подготовки и составления заявок на регистрацию товарного знака.

Решающее значение имеет не сам по себе класс, а выбранные в рамках класса конкретные товары или услуги. Так, одежда, обувь и головные уборы относятся к 25 классу, бумажники и женские сумки – к 18 классу, а ткань и иные текстильные изделия включены в 24 класс.

Количество классов, в отношении товаров или услуг которых испрашивается регистрация, влияет на размер пошлины: включение в заявку товаров из каждого нового класса увеличивает пошлину за проведение экспертизы обозначения на 2050 рублей.

Кроме того, при неиспользовании зарегистрированного товарного знака в отношении всех или части товаров в течение трех лет, его защита может быть прекращена в судебном порядке в отношении соответствующих товаров. Соответственно, регистрировать товарный знак целесообразно только по тем классам, в которых вы собираетесь его использовать. В России товарный знак «ZARA ЗАРА», например, защищается по 6 классам МКТУ (3, 9, 14, 18, 25, 35)».

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама