Как работает право в модной индустрии
  • 30.08.16
  • 5031

Как работает право в модной индустрии

Хью Девлин – самый известный британский юрист в области модного права. В списке его клиентов Givenchy, Valentino, Vivienne Westwood, John Galliano, Hussein Chalayan, Henry Holland и многие другие бренды, а также конгломераты LVMH и Kering. В интервью 1granary Хью рассказал о важности торговых марок и патентов и о том, как помогает дизайнерам привести в порядок бизнес-структуру компаний. Мы выбрали лучшие цитаты.

Контрактное право

Нет такого явления как модное право, есть элементы в законах любой юрисдикции, релевантные для модного бизнеса, и самое большое их количество сосредоточено в контрактном праве. Контракты с байером, консультантом или фрилансером обладают различными особенностями. У постоянных сотрудников всегда есть праздничные премии и оплачиваемый больничный, у фрилансеров – только если это указано в контракте. Если сотрудник бренда создает какой-либо дизайн в рабочее время, права на него принадлежат работодателю. В случае фриланса в контракте специально прописывают, что права на созданную интеллектуальную собственность переходят к компании.

При работе с агентом по продажам, законным представителем в отношениях с байерами и магазинами по всему миру, дизайнеру нужно учитывать, что, если по прошествии 2-3 лет он решит не нанимать агента в штат, придется предоставить ему большое выходное пособие.

Самое важное, что нужно понимать о контрактах – они не нуждаются в усложнении. Даже если они комплексные, каждая часть должна быть доступной.

Торговая марка и патент

Основные формы интеллектуальной собственности с одной концепцией в основе: торговая марка и патент.

Торговая марка относится к бренду и может включать в себя множество элементов. Самый главный – это имя или слово. Также это может быть шрифт, аромат и цвет. Регистрация красной подошвы Christian Louboutin заняла довольно много времени, так как подавалась без уточнения оттенка. Успешнее справилась компания Tiffany, которая разработала и зарегистрировала пантон Tiffany blue.

Торговая марка – это идентичность в чистом виде. Патент – неотделимое свойство продукта, химическая формула или механическое устройство, например, новый тип застежки. В модной индустрии есть лишь несколько патентов, количество обусловлено их технической структурой. Это может быть патент ткани или патент на дизайн. Немногие дизайнеры беспокоятся о регистрации своих работ из-за установленной платы и ограниченного времени продажи большинства коллекций, а вот модель джинсов Levi’s – зарегистрированный дизайн, потому что выпускается на постоянной основе.

Зарегистрировать можно что угодно, важно лишь сделать это первым. Были случаи, когда дизайнер показывал коллекцию на Style.com, и в ту же минуту в Китае регистрировали его имя, чтобы потом ему же и продать.

Учреждать компанию стоит там, где вы будете вести бизнес. Эмпирическая закономерность гласит, что нужно найти место, где вы хотите жить и работать, и начинать там правовую настройку.

Инвестиции

Дизайнеру нужно четко представлять количество инвестиций, их использование и последующую трансформацию бизнеса. Составляется бизнес-план в рамках трех-пяти лет с обозначением пробелов для восполнения с помощью инвестиций. Перед акционерным соглашением проводится юридическая экспертиза. Инвесторы максимально изучают бизнес по официальным отчетам о деятельности компании (гарантиям). В них можно отразить работающие договоры аренды, должное обращение с работниками, поставщиками и, как следствие, отсутствие судебных претензий от них. Если отчеты окажутся недостоверными, инвестор будет вправе подать в суд.

Нужно быть уверенными в том, что вы и ваши будущие бизнес-партнеры разделяете одни цели. Иначе, после нескольких лет, вы можете оказаться в безвыходной ситуации, когда обе стороны разочарованы. Нельзя принимать деньги от людей без четкого понимания их ожиданий. Инвестор, держащий 20-25 процентов акций, хочет возможности защитить свои вложения, часто посредством негативного контроля. Но у дизайнера также есть защита. Инвесторы не могут навязывать свои решения, это должно быть предметом переговоров. LVMH работали c Джонатаном Андерсоном, Kering – с Кристофером Кейном, переговоры продолжались более шести месяцев. Это обсуждение обязанностей сторон и, что не менее важно, становление взаимопонимания.

Юристы и законодательство

Есть много не очень дорогих юристов. Они не дадут подробную консультацию с учетом особенностей бизнеса, но хотя бы уберегут от полной катастрофы. К кому бы вы ни обратились, дайте им знать, каков бюджет. При заключении мультимилионной сделки стоит потратить часть денег на консультацию. Способов защиты много – просто они очень дорогие, и я не уверен, что с этим можно что-то поделать.

В Соединенном Королевстве очень эффективные законы в сфере интеллектуальной собственности. И это не то, на чем нужно фокусироваться большинству дизайнеров. Их повседневные задачи – это изготовить и доставить вещи, получить за них оплату. Потребитель хочет знать, какой продукт ему предлагают, а не анализировать, как он защищен. Возьмите базовую консультацию о найме сотрудников и особенностях контрактов, затем подумайте об интеллектуальной собственности, если можете себе это позволить.


Комментарии

Читать на эту тему

Реклама