Почему дизайнеру всегда необходимо заключать договор с ритейлером
  • 13.09.17
  • 663

Почему дизайнеру всегда необходимо заключать договор с ритейлером

Очень часто взаимоотношения дизайнера и ритейлера ничем не регламентируются – сделки заключаются только на словах, никаких документов никто не подписывает. И если между сторонами случается какой-либо конфликт, он не получает легитимного разрешения. Совсем недавно подобная история случилась между дизайнером Марусей Низовцовой и магазином «Хохловка». Мы взяли комментарии обеих сторон конфликта и попросили юриста и советника российской практики в сфере IP/IT Dentons Яну Чирко проанализировать эту ситуацию.


История Маруси Низовоцовой


«С магазином «Хохловка» мы работаем чуть больше двух лет. Сотрудничество начинали без договора, просто на доверии. Все было хорошо до февраля 2017 года – не было ни одного месяца без продаж.

В прошлом году владелец «Хохловки» Мария Потудина сказала, что все-таки нам нужно заключить договор. Они решили перейти на сотрудничество только с теми марками, у которых оформлено ИП и обещали предупредить меня за месяц, когда это случится, чтобы я его оформила.

В марте сотрудники магазина написали мне, что деньги за продажи марки в феврале смогут провести только безналичным платежом. Я не понимала, что мне делать, и пришлось искать ИП, через которое можно было бы «вытащить» эти деньги.

Позднее мне прислали договор, в котором отсутствовали пункты, касающиеся хранения и транспортировки вещей – получалось, что магазин не несет никакой ответственности за это.

Я поняла, что не смогу сотрудничать с магазином по этому договору, и вместе со своим другом юристом внесла некоторые коррективы. Это были не правки, а дополнения по отсутствующим пунктам хранения и транспортировки. Ребята из магазина с ними не согласились.

Параллельно с этим «Хохловка» первый раз за всю историю нашего сотрудничества сделала мне возврат. Среди вещей были те, в которых владелец магазина Маша с продавцом приходили ко мне на показ. Я думала, что эти позиции проданы. По ним было видно, что их носили. Однако не только эти две вещи были в неликвидном состоянии – несколько пальто вернули с порванной подкладкой, в катышках. В магазине мне ясно дали понять, что ничего выплачивать за это не будут, и я решила завершить с ними работу и забрать все свои вещи из магазина. В итоге, испорченных позиций было на сумму около 100 тысяч.

Мне не совсем понятна эта ситуация, потому что мне казалось, что мы с «Хохловкой» находимся не только в профессиональных, но и в приятельских отношениях».


Ответ юриста Яны Чирко


«Правоотношения сторон в области комиссионной торговли непродовольственными товарами регулируются главой 51 ГК РФ («Комиссия»), которая устанавливает общие требования к таким отношениям, а также Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, разработанными в соответствии с законодательством о защите прав потребителей и утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 N 569 («Правила»).

Правила регулируют отношения между комиссионером и комитентом-гражданином, а также между комиссионером и покупателем при продаже товаров, принятых на комиссию. В отличие от общих норм ГК, регулирующих правоотношения, вытекающие из договора комиссии, Правила содержат ряд императивных норм, направленных на защиту интересов комитента-гражданина как более «слабой» с точки зрения переговорной позиции стороны.

В рамках сотрудничества с магазином «Хохловка» дизайнер изначально выступала как гражданин, и лишь впоследствии – как индивидуальный предприниматель. Соответственно, предложенный магазином договор необходимо анализировать применительно к статусу комитента на разных временных этапах взаимодействия.


Про договор

В обоих договорах условия о транспортировке не согласованы. В Договоре «Хохловки» они в принципе отсутствуют, в Договоре дизайнера они описаны следующим образом: «Транспортные услуги за перевозку товара осуществляется за счет Комитента», при этом «Комиссионер обязан определить в договоре с третьими лицами условия доставки Товара третьим лицам» (п. 1.4, 3.1.7 Договора дизайнера).

Буквальное толкование соответствующих условий договора дизайнера позволяет сделать вывод, что обязанность магазина по доставке товаров покупателю не установлена. В случае, если магазин все же осуществляет доставку товара покупателю, он вправе выбрать любой, в том числе, дорогой вариант доставки и возложить все расходы на дизайнера (ст. 1001 ГК РФ). Альтернативно – магазин может выбрать также не самый приемлемый, но дешевый сервис доставки, руководствуясь требованием ГК РФ о том, что поручение комитента должно быть выполнено на наиболее выгодных для него условиях, при этом дизайнеру будет крайне сложно использовать аргумент о том, что качество выбранного магазином сервиса доставки неприемлемо.

Ни Договор дизайнера, ни Договор «Хохловки» не содержат условий о том, каков состав расходов комиссионера по договору, а также условий об ограничении данных расходов.

Общая рекомендация: при заключении договора комиссии, предполагающего осуществление комиссионером доставки товара покупателю, необходимо детально прописывать конкретный сервис доставки либо требования к службе доставки и стоимость ее услуг, которую дизайнер будет возмещать магазину в качестве расходов на выполнение поручения.


Про порчу вещей

Принимая вещи на хранение, магазин составляет накладную или иной документ, в котором указывается качество и состояние вещи. Даже если такого указания в накладной нет, очевидно, что магазин не станет принимать к продаже рваные и грязные вещи. В соответствии с п. 2.1.3 Договора «Хохловки»: «в случае обнаружения при приемке Товара несоответствия количества или качества Товара Комиссионер обязан немедленно уведомить об этом Комитента и отразить вышеуказанные несоответствия в акте выявленных несоответствий». Таким образом, если при приемке товара магазин не заявил дизайнеру и не отразил в акте выявленных несоответствий факт наличия внешнего дефекта в товаре, он не может ссылаться на то обстоятельство, что товар в момент его принятия на комиссию имел явные дефекты (по скрытым дефектам такие претензии могут быть заявлены). В случае возврата дизайнеру вещи в ненадлежащем состоянии он вправе требовать от магазина возмещения убытков.

В соответствии с п. 1 ст. 998 ГК РФ комиссионер отвечает перед комитентом за утрату или повреждение его имущества, в том числе, если причинение ущерба было совершено третьими лицами (покупателями). В случае, если вещь подлежит восстановлению, комиссионер возмещает комитенту расходы на это. Если восстановить вещь невозможно, комиссионер обязан возместить комитенту полную стоимость вещи. Расходы, которые комиссионер обязан возместить комитенту в связи с порчей вещей (согласно статье 15 ГК РФ) являются его убытками (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.11.2007 N Ф08-7495/07 по делу N А63-13198/06-С3).

Общая рекомендация – необходимо четко определять состояние вещи в передаточном акте (накладной), а в случае, если она возвращается в ненадлежащем состоянии – составить с магазином акт о возврате вещи в ненадлежащем состоянии и определить, в том числе и на основании экспертной оценки, подлежит ли вещь восстановлению, ее стоимость после повреждения (размер уценки) и т.д. В случае, если магазин отказывается составлять такой акт, состояние возвращаемой вещи можно зафиксировать, в том числе, в присутствии свидетелей, с использованием фото и видео- фиксации. Также необходимо понимать, что если нет доказательств того, что вещь вообще передавалась на комиссию, требовать у магазина возмещения расходов в связи с ее порчей будет практически невозможно.


Об отказе изменять договор

Применительно к отказу магазина изменить условия договора, отмечу следующее. В соответствии с общими положениями ГК РФ (ст. 450 ГК РФ) изменение договора возможно:

1) По соглашению сторон, если в договоре не указано, что комитент вправе изменять его условия в одностороннем порядке.

2) По требованию одной из сторон, но только в судебном порядке:
- при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
- если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами (когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях) при наличии следующих условий:
· в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
· изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
· исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее ему соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
· из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Подчеркну, что в приведенных выше основаниях для расторжения договора речь идет о существенном нарушении стороной условий договора либо существенном изменении обстоятельств, бытующих на момент его заключения, а не о той ситуации, когда стороны изначально не предусмотрели какое-либо договорное условие и одна из сторон желает его внести в договор.

Что касается защиты прав и законных интересов дизайнера в связи с порчей переданного магазину товара либо в связи с нарушением условий договора (отказ магазина передать денежные средства дизайнеру, полученные от продажи товара), то никаким иным образом, кроме как в судебном порядке дизайнер защитить себя не сможет, если у него во владении или пользовании нет имущества магазина, или если стороны не согласились о том, что платеж покупателя за товар поступает сперва на счет комитента, после чего он выплачивает комиссионеру причитающееся ему комиссионное вознаграждение.


Общие рекомендации касательно работы с розницей на основании договора комиссии

- Дизайнеру-комитенту необходимо ознакомиться с правами, которые ему предоставлены в соответствии с законом до вступления в договорные отношения с магазином (в частности, с Правилами для дизайнеров-граждан).
- Не следует работать с розницей «просто на доверии» без договора. В случае, если дизайнер вступает в отношения с магазином как гражданин и магазин отказывается заключать полноценный договор, необходимо требовать составления и подписания хотя бы документа (накладной, квитанции), которым прием товара оформляется на комиссию (перечень условий, которые должны быть отражены в таком документе, указан в п. 9 Правил).
- В документе, которым прием товара оформляется на комиссию, нужно четко фиксировать состояние вещи.
- Следует закрепить в договоре условия о порядке, периодичности и сроках направления магазином дизайнеру информации о ходе выполнения комиссионного поручения и периодически в письменной форме (в том числе, по e-mail) запрашивать такую информацию у магазина. Если есть возможность, то лучше лично проверять состояние вещей в магазине.
- В случае возврата вещей в ненадлежащем состоянии, нужно фиксировать недостатки в акте, подписываемом обеими сторонами. Если стороны не могут определить сумму расходов на устранение таких недостатков, советую обратиться за экспертной оценкой причиненного товару ущерба.
- Насколько это представляется возможным, необходимо общаться с магазином в письменной форме.
- В случае нарушения магазином условий договора нужно направить досудебную претензию. Обоснованная досудебная претензия может побудить нарушившую сторону удовлетворить требования дизайнера до суда.
- Если стороны не урегулируют претензию в досудебном порядке, следует обратиться в суд. Если дизайнер будет обладать достаточным объемом документов, переписки, иных письменных подтверждений, относящихся к его правоотношениям с магазином, процесс доказывания существенно упростится и судебные расходы дизайнера могут быть вполне разумными. Более того, необходимо понимать, что проигравшая сторона возмещает другой стороне судебные расходы.


Комментарий основательницы магазина «Хохловка» Марии Потудиной


«У Маруси прекрасная одежда, она талантливый дизайнер. Но бывают ситуации, когда сотрудничество не складывается. С Марусей так и произошло. Решение о прекращения сотрудничества было обоюдным, у нас нет друг перед другом каких-то долгов или обязательств. В нашем случае не совпали деловые ритмы и ожидания друг от друга. Такое бывает».

Читать на эту тему