Взгляд со стороны: Все хотят купить прошлое
  • 07.10.14
  • 2516

Взгляд со стороны: Все хотят купить прошлое

Мы продолжаем цикл «Взгляд со стороны», в котором снобы и интеллигенты дают субъективную оценку происходящему вокруг. Каждый из нас живет в своем маленьком мире, к которому он настолько привык, что не замечает его несуразность. Иногда важно посмотреть на него со стороны.

«На водосточной трубе висит объявление «Сдам комнату». Написано фломастером от руки, а потом размножено на ксероксе. Снизу лепестки с телефоном. Объявление состряпали в агентстве недвижимости, чтобы у прохожих возникла иллюзия, будто они имеют дело с какой-нибудь простой Зинаидой Павловной, которая сдаёт комнату, — вот написала она объявление и приклеила на водосточную трубу. Агентства пользуются этим методом уже много лет, и, вероятно, он оказывается эффективным — несмотря на то, что даже объявления о пропаже котов Зинаида Павловна давно уже набирает на компьютере.

Если присмотреться, то вокруг нас не так уж и мало таких подделок под несуществующую уже реальность. Нет, это не ретро, сознательно имитирующее прошлое, которое было красивым, интересным или ещё по какой-то причине привлекательным. Любитель ретро ностальгирует по ушедшей реальности, которая именно потому и привлекательна, что нынче-то такого днём с огнём, нынче-то всё обыденно, привычно и скучно. Продавец ретро, в свою очередь, готов удовлетворить любые потребности граждан, он предлагает им и дореволюционную Россию, и СССР, и золотой век Голливуда, и лихие 90-е, и чёрта в ступе. Ретро никого не обманывает.

Сложнее, когда мы сами себя обманываем. В иллюзорном мире бомжи собирают бутылки (внимательный читатель наверняка обратил внимание, что бомжи давно уже собирают жестяные банки). Российские мужчины неопрятны, их не оторвать от просмотра футбольного матча. Инженеры мало зарабатывают. Если ты в этом мире хочешь поехать на такси, то должен выскочить на проезжую часть и крикнуть: «Такси! Такси!»

И этим пользуются «продавцы» несуществующего мира. Рестораны национальной кухни презентуют нам соответствующие страны в том виде, в котором их давно нет на Земле. Примерно то же самое делают многие путеводители и прочая туристическая реклама. В их «идеальном» мире все мексиканцы носят сомбреро, французы соревнуются в куртуазности, а шведы как на подбор – воинственные викинги. Правда, не обходится без небольших косяков: так, хозяева бельгийских «brasserie» в Петербурге обычно делают десятки ошибок в своих импровизированных меню на французском языке.

Из этого иллюзорного мира обрушился на нас и насаждаемый нынче в России культ традиционной семьи. Много ли вы знаете таких высокоморальных семейств — из тех, что Милонов оберегает от Кончиты Вурст?

В философии Платона постулировалось существование идеи вещи (явления), благодаря которой эта вещь может более или менее удачно воплотиться. Есть идея объявления, которое гражданин пишет и наклеивает. Агентства недвижимости помогают этой идее воплотиться в жизнь. Идеи фиктивных реалий воплощают рекламщики, кинематографисты, политики, священники и спортсмены.

Да что там долго ходить за примерами: когда тебе уже за тридцать, ты иногда пытаешься воплотить платоновские идеи, глубоко засевшие в тебе самом: устроить вечеринку — как когда-то, на которой у всех будут гореть глаза и за три часа пройдёт целая жизнь. Или предпринять романтическую поездку в Выборг — чтобы восторг первооткрывателя, чтобы дрожь от соприкосновения рукавами и терпкое вино в Монрепо.

Увы и ах, это теперь тоже набирается на компьютере. Поэтому не будем никого обвинять в обмане и самообмане. Пусть обман будет слаще».


Комментарии

Читать на эту тему

Реклама