• 12.08.10
  • 523

АРТГИД на август: смотрим главных

Мы привыкли к августовскому затишью: галереи закрыты на каникулы, журналы делают сдвоенные номера, все стараются уехать подальше, а теперь еще набивший легкие и оскомину смог, который и сюда добрался. Мы все это знаем, но все равно остаемся в Петербурге с отговоркой, что залив рядом. С одной стороны, ничего хорошего здесь нет, с другой — а почему бы в таком случае не заняться чем-то важным. Коллеги из журнала АРТГИД напоминают нам, что впереди целый август, чтобы сходить на выставки самых главных художников и фотографов из прошлого и немного из настоящего, которые еще проходят в городе и время на которые уж точно не будет потрачено зря. Напоминает и выбирает, куда бы еще отправился пару раз не задумываясь.
Аниш Капур и Энтони Гормли в Эрмитаже
Государственный Эрмитаж
Дворцовая наб., д. 38
пн - вых
вт-сб 10.30-18.00
Оба обладатели важной британской Премии Тернера, оба живут и работают в Лондоне, практически одного возраста, к описанию деятельности обоих слово «монументалист» подходит наилучшим образом. Аниш Капур родился в Индии, Энтони Гормли много по этой стране путешествовал. Теперь у этих двух совсем разных художников еще один пункт пересечения в биографии — параллельные выставки одного объекта в Эрмитаже. Даже не так — не выставки, и не объекты, а отличный академический пример из истории современного искусства про то, как замкнутая, по природе своей, сама на себе скульптура трансформируется в инсталляцию и трансформирует пространство вокруг. От Капура в большом дворе Зимнего дворца выставлена его самая известная работа «Небесное зеркало» 2001 года. Шестиметровое в диаметре, круглое зеркало выполнено из нержавеющей стали, направлено вверх и отражает постоянно изменяющийся пейзаж, а его разных размеров вариации уже успели отразить небо над Нью-Йорком и Ноттингемом. Гормли тоже работает с пространством, его высказывания также лаконичны, но по-другому. Его пластическая единица — человеческая фигура. Но металлические люди Гормли больше взаимодействует с социальным окружением, чем с физическим. Хотя в Эрмитаже решили как раз сделать уклон в сторону пластического — и поставили скульптуру CLASP в зал античного искусства. Название переводится как «сжатие», а человек на этот раз составлен из ржавых металлических кубиков-пикселей. До 29 августа 2010
До 24 августа
«Межвременье. 20 главных имен французского видеоарта» в Этажах
Лофт Проект Этажи
Лиговский пр., д. 74
пн-пт 14-22
сб, вс - 12-22
Как ни относиться к французскому современному искусству, но главные имена есть главные имена, а на «Межвременье» действительно качественная подборка видеоработ. Музей современного искусства, Musée d’Art Moderne de la Ville de Paris, из которого работы, правда, больше известен своей коллекцией живописи модернизма — и этой живописи исчезновением: в мае неизвестные похитили оттуда картины Пикассо, Модильяни и других художников на 100 миллионов евро. Что касается собственно ретроспективы в Этажах, это ключевые французы, пришедшие на арт-сцену в 1990-х. Однозначный блокбастер выставки - «Зидан» Филиппа Паррено и Дугласа Гордона: зрелищное многоканальное видео о футболисте, снятое семнадцатью камерами во время матча. Не столь парадный, но от того не менее захватывающий автопортрет Кристиана Болтански: серия фотографий, запечатлевающих старение классика. Не всегда интересные сами по себе, а скорее в общем контексте творчества, например, анимация и документальные видео Доминик Гонсалес-Форстер, известная манипуляциями с известными произведениями искусства, в частности, на недавней громкой выставке в Турбинном зале Тейт Модерн. В общем, важная выставка, которая потребует полдня на изучение и которую посетить is a must.
До 5 сентября
Пабло Пикассо в Эрмитаже
Государственный Эрмитаж
Дворцовая наб., д. 38
пн - вых
вт-сб 10.30-18.00
После Москвы выставка «Пикассо. Москва» слегка поменяла свое название, но сути не изменила — это все еще Пабло Пикассо из собрания Национального музея Пикассо в Париже с ударением на букву «о»: часть экспозиции о связях художника с русскими. Классический, как в учебниках, подход кураторов к производству выставки — то есть строго хронологический с разбивкой на периоды творчества — конечно, не хорош ни чем и ни для кого, кроме как для школьников, наверное. Тем не менее это все еще живопись и скульптуры одного из самых важных художников и изучать все это можно часами. И поскольку пока словосочетание «Пикассо в Эрмитаже» проигрывает словосочетанию «Пикассо в Пушкинском»: москвичи оказались гораздо более духовной нацией, чем петербуржцы, и стояли до десяти часов в очередях на выставку, в то время как в Петербурге такого ажиотажа не выявилось — в общем, поскольку все так спокойно, надо идти. Тем более, вдруг именно спецраздел «Пикассо и «Русские балеты» о совместной работе художника с Сергеем Дягилевым и Игорем Стравинским окажется тем, что еще не усвоено.
До 28 августа
Венгерские мастера фотографии в Государственном центре фотографии
Государственный центр фотографии
ул. Большая Морская, д. 35
пн -вс 11-19
Вообще сложно представить, что Венгрия может всплыть в каком-либо разговоре — разве что Австро-Венгрия или Будапешт, который, по слухам, сейчас — один в один Берлин 90-х. Тем не менее, на поверку оказалось, что немало фотозвезд первой половины прошлого века по происхождению венгры, хотя такую сборную можно с тем же успехом назвать интернациональной. Брассай, Роберт Капа, Ласло Мохой-Надь, Мартин Мункачи, Андре Кертеш — все они родились в Венгрии, оставили ее, пожили в Берлине и достигли всего в Париже или Нью-Йорке. Внушительная экспозиция объясняет, чем хорош каждый из этих фотографов. Брассай — ночным Парижем, Капа — военным репортажем, Мохой-Надь — экспериментами с фототехникой, Мункачи — передачей движения, а Кертеш — светской хроникой.
До 31 октября
Тимур Новиков в Музее Новой Академии изящных искусств
Музей Новой Академии изящных искусств
ул. Пушкинская, д. 10, оф. 405
Объяснять в Петербурге, кто такой Тимур Новиков, кажется нарушением языковой экономии. По объему определений и взятых на себя ролей он был русским Уорхолом — художником, теоретиком, мифотворцем и трендсеттером от искусства, создававшим не только произведения, но и художественную ситуацию в целом. «Новые художники», «Новые композиторы», «Новый театр», Новая Академия изящных искусств — Новиков не только играл на своей фамилии, но и действительно занимался поиском новых путей. Выставка «Утраченные идеалы» в музее НАИИ возвращает нас на десять лет назад, когда Новиков в том же месте представлял ее лично — то есть тут не просто рестроспектива, а реконструкция. На знаменитых новиковских текстильных коллажах, интерпретирующих классику и авангард, — изображения скульптур, уничтоженных в постсоветский период. Как раз примерно ко времени создания этих работ относится характерное для Новикова высказывание о том, что художнику достаточно все делать на 4%. Приблизительно столько от общей поверхности ткани и занимают на коллажах фигурки советских аполлонов.

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама