Московский кинофестиваль: избранное
  • 23.06.11
  • 1259

Московский кинофестиваль: избранное

Триер, Херцог, Вильяронга, три хороших русских фильма и другие ленты в программе  33-го Московского кинофестиваля

33-й Московский международный - прямо скажем, событие не первого ряда в мировом кинофестивальном раскладе. По фильмам, попадающим в основной конкурс, вряд ли можно четко зафиксировать текущие тенденции авторского кинематографа или отметить авторов с несомненным большим будущим.  Из года в год на ММКФ попадают картины, шансы которых на участие в конкурсных программах фестивалей класса "А" изчезающе малы; какие-либо сквозные темы основного фестивального раздела также обычно непросто отследить. Впрочем, конечно, в конкурсе бывают и исключения в виде хороших фильмов малоизвестных или вовсе неизвестных режиссеров.

Кроме того, организаторы, во главе с президентом ММКФ Никитой Михалковым и программным директором, киноведом Кириллом Разлоговым, несколько лет подряд явно делают ставку не на конкурс (основной и "Перспективы"), а на разнообразную параллельную программу.

Помимо традиционно интересной подборки неигрового кино - возобновленного в этом году конкурса документального полного метра, а также программы "Свободная мысль" - на фестивальных площадках (это киноцентр "Октябрь" и кинотеатр "Художественный") можно будет увидеть в "тематических" блоках немало достойных новых фильмов, пока не добравшихся до нормального проката либо совсем не имеющих прокатных перспектив.

Конечно, внимание зрителей должны привлечь ретроспективы знаменитых режиссеров. В этом году будет малая часть внушительной фильмографии великого безумца и мага, самого свободного из живых классиков Вернера Херцога (покажут как хрестоматийные ленты "Агирре, гнев божий", "Фитцкаральдо", "Стеклянное сердце", "Строшек" и т.д., так и, впервые, документальную "Пещеру забытых снов " о первобытном искусстве), ретроспектива "художника насилия" Сэма Пекинпа, и ряд других.

Из многообразия официальной и внеконкурсной программ be-in выбрал 13 фильмов, которые обязательно стоит посмотреть:

 

Сердца бумеранг (Россия), Николай Хомерики. Конкурс.

Третий полнометражный фильм (если не считать недоснятого "Беляева") режиссера, отвечающего за новый русский метафизический фестивальный артхаус. Хомерики ("977", "Сказка про темноту") на сей раз снял экзистенциальную драму про 23-летнего помощника машиниста (Александр Яценко, актер-талисман "новой русской волны"), который узнал о смертельном диагнозе.

Уход (Чехия), Вацлав Гавел. Конкурс.

Фильм, любопытный из чисто антропологических соображений. Трагикомедия оо отправленном в отставку и тихо трогающемся рассудком правителе поставлен Вацлавом Гавелом - первым президентом постсоветской Чехии, и только во вторую очередь - драматургом по профессии.

Перевод с американского (Франция), Жан-Марк Барр, Паскаль Арнольд. Конкурс.

Изобилующее откровенными сценами роуд-муви про то, как полюбили друг друга красивая мажорка и прекрасный серийный убийца. Барр, снявший фильм на пару с постоянным соавтором, - один из любимых актеров фон Триера, а также режиссер трогательной "Трилогии любви", на рубеже 1990-2000-х бурно обсуждавшейся.

Шапито-шоу (Россия), Сергей Лобан. Основной конкурс.

Самый ожидаемый фильм конкурса, снимавшееся лет шесть второе произведение группы минско-московских анархистов "Свои-2000" во главе с Лобаном. Судя по трейлеру, масштаб высказывания тут шире, чем в гениальной, но довольно герметичной "Пыли" : четыре пересекающиеся истории, любовь+кровь, фирменная гротесковая манера, а также актуальное для последних российских картин осмысление позднесоветского времени.

Я видел Дьявола (Южная Корея), Ким Чи Вун. Программа "Дикие ночи".

Запредельный по уровню насилия и кровищи даже по корейским меркам триллер о мести садомазохистского секретного агента философствующему маньяку (выдающийся актер Чхве Мин Сик). Порой невозможно понять: то ли это радикальная метафора неблагополучия сегодняшнего корейского общества, то ли все-таки поэма предельной жестокости.

Меланхолия (Дания), Ларс фон Триер. Спецпоказ.

За неделю до широкого российского проката на фестивале покажут психоаналитический фильм-катастрофу о конце света, совмещенном с буржуазной свадьбой - новый фильм "главного режиссера на планете", провокатора, психопата и тончайшего мыслителя Ларса фон Триера, так оживившего своей одиозной пресс-конференцией недавний Каннский кинофестиваль.

Карлос (Франция), Оливье Ассаяс. Спецпоказ.

Сокращенная (всего-то три часа без малого) версия 340-минутного биографического эпоса про самого знаменитого левого террориста 70-80-х Ильича Рамиреза Санчеса (он же Карлос). Фильм переполнен захватывающей исторической и вымышленной фактурой: от палестинских боевиков, экзальтированных хипстеров из Фракции Красной Армии и деловитых кураторов из спецслужб до красоток, главной, после революции, страсти неуловимого Карлоса. Ко всему прочему, формалист Ассаяс снял без шуток красивейшее кино.

Темнокожая Венера (Франция), Абделлатиф Кешиш. Спецпоказ.

Трагическая история жизни "Готтентотской Венеры" - уроженки Южной Африки Саартье Баартман, которую в начале XIX века привезли в клетке, чтобы показывать зевакам в европейских столицах. Один из ведущих французских режиссеров, тунисец по происхождению Кешиш ("Кус-кус и барабулька") сделал пронизительно гуманистический фильм, работающий одновременно как жесткое политическое высказывание о расизме и участи женщины в мире мужского господства.

Субмарина (Великобритания), Ричард Айовади. Программа "Вокруг света".

Непротивный британский хит, сразу снискавший популярность у модненьких подростков. "Роман воспитания" о 15-летнем подростке, переживающего за родителей, задумавших разводиться, и страдающего от того, что еще девственник. Много милой ерунды. Немного такой "Бум" эпохи фэйсбука.

Черный хлеб (Испания), Аугусти Вильяронга. Программа "Сделано в Испании".

Каталонец Вильяронга после первого же фильма ("Стеклянная клетка") был причислен к радикалам и имморалистам и возведен в небольшой культ. На самом деле это умный режиссер, снимающий чувственные и умеренно нарядные фильмы, тематика которых крутится вокруг испанской истории, гомосексуальности, католичества и кошмаров детства. В новой картине нечасто снимающий Вильяронга вновь обращается к послевоенной Испании и ребенку, вынужденному до времени повозрослеть.

Секс и Дзен 3D: Экстремальный экстаз (Гонконг), Кристофер Сунь. Программа "Секс. Еда. Культура. Слава".

Явление скорее из области взаимодействия культуры и техники. Первый в истории кино эротический фильм (все-таки не софт-порно даже, на всякий случай) в формате 3D, снятый в Гонконге по средневековому скабрезному китайскому роману "Молитвенный коврик для плотских утех". Фамилия постановщика в контексте жанра стала уже, конечно, предметом острот для русскоязычных критиков, а также блогеров.

Счастливые люди: год в тайге (Германия-Россия), Дмитрий Васюков, Вернер Херцог. Конкурс документальных фильмов.

Фестивальная версия увлекательного документального проекта (подробно о нем рассказывал портал OpenSpace) о жизни, быте и нравах нынешних охотников в тайге севера Сибири. Фильм Васюкова для международного проката перемонтировал и продюсировал великий Вернер Херцог, о ретроспективе фильмов которого на ММКФ упомянуто выше.

Величайший фильм из всех когда-либо проданных (США), Морган Спёрлок. Документальная программа "Свободная мысль".

Новая док-провокация Спёрлока, стэнд-ап-комика и режиссера, разоблачающего корпорации, которые корыстно манипулируют повседневной жизнью наивных американцев - этакого Майкла Мура для общества потребления. Первый его опыт такого рода - фильм "Двойная порция", где автор в кадре месяц питается только едой из "Макдональдса", в результате чего безобразно толстеет и начинает болеть - стал кассовым хитом. В новом опусе задорно исследуется зловещий мир рекламы и маркетинга. Зрелище тем более поучительное, что сам разоблачитель - человек не слишком, скажем так, приятный.

33-й Московский кинофестиваль продлится с 23 июня по 2 июля. Подробная программа и расписание сеансов - на сайте ММКФ

Комментарии

Читать на эту тему