Кино недели: "Шапито-шоу"
  • 29.01.12
  • 977

Кино недели: "Шапито-шоу"

Долгожданный второй фильм авторов "Пыли", невероятно свободное и смешное кино о прозрениях в Крыму

Новый фильм режиссера Сергея Лобана и сценаристки Марины Потаповой состоит из четырех частей; общий хронометраж - почти четыре часа - потребовал разделить сеансы в кинотеатрах. Многочисленные персонажи с разными целями едут в крымский Симеиз. Воздушная девушка влюбляется в сетевого задрота-мизантропа с ником Киберстранник и подбивает его к путешествию автостопом. Глухой пекарь знакомится с "пионерским отрядом" хипстеров, среди которых, к его неприятному изумлению, имеются геи. Невыносимый Петр Николаевич Мамонов решает в крымских горах пообщаться с брошенным когда-то сыном. Начинающий продюсер, внук знатного советского художника, встречает рабочего сцены, жутко похожего на Виктора Цоя, и отправляется обкатывать в курортных концертных залах свой грандиозный проект "Эрзац-звезда".

В конце каждой новеллы - про любовь, дружбу, уважение и сотрудничество соответственно - герои оказываются в безумном шапито на берегу моря, принадлежащем Стасу Барецкому. Там показывают в художественном отношении убойные музыкальные номера местного театра двойников: Мэрилин Монро вступает в противоборство с медведем-космонавтом, Элвис Пресли летает на канате, сшибая стаканы со столов, а Майкл Джексон пляшет с Мойдодыром.

"Пыль" Лобана и Потаповой, абсурдистская и гомерически смешная история неожиданных приключений жирного лузера (сыгравший главного героя Алексей Подольский здесь блистает в первой новелле), добравшись до зрителя в 2005 году, оставила ощущение небывалой для нашего кино свободы, хоть и привычно упакованной в формат наркоманской "телеги". "Шапито-шоу", снимавшееся шесть лет с различными трудностями, - опус магнум экс-участников андеграундного творческого объединения "Свои2000" и чуть ли не лучший отечественный фильм последнего десятилетия в принципе. 

Причем эта картина, структура которой напоминает борхесовский "сад расходящихся тропок" (разумеется, это произведение тут упоминается, в одном из диалогов) - то, что называется "хорошим зрительским кино", то есть понятным и тем, кто "не читал Леви-Стросса". Богатейший метанарратив, отражающий культурное сознание так называемого "последнего советского поколения" - тех, кому сейчас условно 30 - проговаривается тут без занудства и мрачнухи, россыпью из как минимум двух десятков гениальных эпизодов. Другой наш важный современный кинематографист, Валерия Гай Германика, назвала фильм "радостной ху*ней". Конечно, это восторженный отзыв: "Шапито-шоу" вызывает досаду лишь тем фактом, что четыре часа - это слишком мало.

Еще три фильма о кабаре и доппельгангерах:

"Огни варьете", режиссеры Федерико Феллини и Альберто Латтуада, Италия, 1950

Дебютный фильм великого жизнелюбца, снятый в соавторстве с видным неореалистом Латтуадой. Нищая бродячая труппа колесит по Италии, а появление соблазнительной красотки Лилианы открывает смутные для артистов времена. Не пересыхающий источник вдохновения для сентиментальных киновизионеров.

"Четыре", режиссер Илья Хржановский, Россия, 2004

Суровая фантасмагория по сценарию Владимира Сорокина о клонах-"дублях", вечно пьяной деревне на 101-м километре и страшной России начала 21 века. Первый полнометражный фильм Хржановского-младшего, впоследствии всех озадачившего безумными обстоятельствами съемок своего долгостроя "Дау".

"Мистер Одиночество", режиссер Хармони Корин, 2007

Болезненный и прекрасный шедевр аутсайдера-героинщика Хармони Корина (сценариста "Деток", постановщика патологических картин "Гуммо" и "Джулиен-осел"): в шотландских горах прячется коммуна двойников знаменитостей; "Майкл Джексон" (Диего Луна) влюбляется в "Мэрилин Монро" (Саманта Мортон) и навлекает на себя гнев ее мужа, властвующего в колонии доппельгангеров "Чарли Чаплина" (Дени Лаван). В эпизодических ролях появляются выдающиеся режиссеры Вернер Херцог и Лео Каракс.

 

Комментарии

Читать на эту тему