Кино недели: "Материк" Эмануэле Криалезе
  • 31.03.12
  • 568

Кино недели: "Материк" Эмануэле Криалезе

Гуманистическая драма о рыбаках и беженцах, снятая видным итальянским режиссером. Плюс еще три фильма об иммигрантских судьбах

Семья, живущая на итальянском островке Лампедуза, на собственном примере сталкивается с перестройкой экономики Евросоюза: пока старый рыбак Эрнесто на прохудившейся моторной лодке упрямо пытается заниматься фамильным промыслом, его невестка Джульетта и внук Филиппо сдают свой домик туристам, сами же переселяются в гараж. Одновременно с нашествием праздных курортников, к острову на самодельных плавсредствах плывут беженцы из северной и восточной Африки, где царят войны, смуты и голод. Береговая охрана прочесывает прибрежные воды, на райские пляжи порой море выбрасывает тела утонувших нелегалов, а Джульетте и Филиппо приходится укрывать от полиции молодую суданку с двумя детьми.

Предыдущий фильм Эмануэле Криалезе, "Новый свет" (2006), всем жутко понравился: он был про сицилийского крестьянина начала прошлого века, который предпринимает отчаянное путешествие в Америку, представляя себе ее "землей обетованной". Рассказ о бедняцких горестях и надеждах в той ленте облекался в почти сказочную притчу о вечно желанном береге утопии. О "Материке", получившем специальный приз жюри недавнего Венецианского кинофестиваля, критики в большинстве своем отозвались холодно, упрекая в схематичности персонажей, в некоторой глянцевости изображения моря и земли и, главным образом, - в конъюнктурном стремлении использовать новостные передовицы: как известно, весной 2011 года на острове Лампедуза случился гуманитарный кризис из-за неспособности властей справиться с небывалым потоком беженцев из Ливии и Туниса.

Тем не менее, обладающая четким социальным смыслом картина Криалезе явно, хоть и скромно наследует великой традиции итальянского неореализма, который изображал большие трагедии "маленьких людей". В фильме, причем без всякой политически ангажированной истерики, выразительно показан тот неудобный факт того, что за границей (зыбкой, условно прочерченной в Средиземном море) благополучного, старательно гуманного западного мира - царство бесправия, нищеты и "анонимной" смерти. Некоторым в поисках спасения и лучшей доли удается сбежать в Европу, европейцам удается не замечать "пришельцев" или в крайнем случае сдать их иммиграционной службе. Герои "Материка", потомственные рыбаки, в итоге выбирают другой, трудный вариант. Фильм Эмануэле Криалезе, при всех его красотах и довольно лобовых сюжетных ходах, - нехитрая, но нужная проповедь, которой и полагается быть "наивной".

Фильм "Материк" в прокате с 29 марта

 

Еще три фильма об иммигрантских судьбах:

"Хлеб и розы", режиссер Кен Лоуч, 2000

Классик британского социального кино на этот раз обращается к пролетариату Нового Света: нелегальная иммигрантка родом из Мексики (Пилар Падиллья), за гроши трудясь уборщицей в отеле, встречает политически активного молодого еврея (Эдриан Броуди) и организует боевой профсоюз. Наполненный героическим оптимизмом фильм Лоуча - лучшая иллюстрация песни Патти Смит: "People have the power!"

 

"Код неизвестен", режиссер Михаэль Ханеке, 2000

Устроенный наподобие пазла фильм вивисектора европейской цивилизации Ханеке. Румынская женщина просит на улицах милостыню, молодой малиец Амаду не хочет почитать обычаи предков, молодой провинциальный француз не желает продолжать дело отца-фермера, жена его брата, рафинированная актриса (в этой роли занята Жюльет Бинош, снимавшаяся у Ханеке не раз) в подземке сталкивается с ребятами из гетто. Несколько судеб конфликтно пересекаются в мультикультурном Париже начала третьего тысячелетия, а ханековский знаменитый саспенс "из ничего" не дает отвлечься от этого страшного фильма ни на секунду.

 

"Другое небо", режиссер Дмитрий Мамулия, 2010

Уроженец таджикского села (французско-тунисский актер Хабиб Буфарез, известный по главной роли в картине Абдельлатифа Кешиша "Кус-кус и барабулька"), взяв с собой маленького сына, пытается в российском мегаполисе найти уехавшую на заработки жену. Минималистичный, немногословный, концептуально выверенный фильм кинематографиста-философа Мамулии не позволяет себе ни сентиментальной интонации, ни отвлеченных спекуляций на "гастарбайтерскую" тему.

 

 

Комментарии

Читать на эту тему