Кино недели: "Между" Фрэнсиса Форда Копполы
  • 28.04.12
  • 2037

Кино недели: "Между" Фрэнсиса Форда Копполы

Толкование сновидений великого режиссера под видом мистического детектива. Плюс еще три экранизации снов

Автор второсортных мистических триллеров Холл Балтимор (Вэл Килмер) переживает профессиональный и личный кризис: сочинять про ведьм надоело, издатель требует новой вещи с "убойной концовкой", а жена грозит ввиду безденежья продать редчайшее издание Уолта Уитмена. К тому же писателя терзает давняя травма: в результате несчастного случая погибла его дочь. В ходе бесполезного промо-тура герой заезжает в зловещий городок Свон Вэлли: здесь наличествуют башня с семью циферблатами, показывающими разное время суток (а внутри башни, возможно, проживает дьявол), коммуна юных готов-люцифериан во главе с неким Фламинго (Олден Эренрайк, 22-летний артист, сыгравший роль младшего брата Винсента Галло в "Тетро", предыдущем фильме Копполы), а также могильная плита, под которой покоятся двенадцать детей, зверски убитых сколько-то лет назад.

Местный шериф (Брюс Дерн), на досуге мастерящий домики для летучих мышей, предлагает Балтимору написать совместный роман "Вампирские казни" на основе реальных событий: в городе недавно обнаружили труп неизвестной девочки с осиновым колом в груди. А за героем между тем увязывается еще одна бледная девочка по имени Вирджиния, с брекетами и в винтажном, что называется, платье (Эль Феннинг). Всю эту запутанную чертовщину писатель пытается осмыслить путем погружения в алкогольный сон, черно-серый с красными сполохами: там его консультирует Эдгар Аллан По собственной персоной (Бен Чаплин) - балтиморский гений, оказывается, при жизни останавливался в городишке.

Начиная с 2007 года временно завязавший с масштабными постановками Фрэнсис Форд Коппола сделал уже третий очень личный и диковинный фильм. И "Молодость без молодости", и "Тетро" также сняты на "цифру", по собственным сценариям режиссера, с небольшим бюджетом и чувством полного пренебрежения к кассовым расчетам. Но притворяющийся жанровым высказыванием "Между" получился самым диким, красивым и завораживающим в цикле.

Повествовательная структура тут с какого-то момента плавится и двоится: с той необыкновенной шизофренической легкостью, которая и свойственна еженощному спектаклю на сцене бессознательного. Коппола уже раз двести рассказал в интервью, что идея картины ему приснилась в Стамбуле, и что он, разумеется, играет сам с собой. И все-таки своеобразное, но сильное наслаждение от фильма можно получить, даже не имея никакого представления о деталях биографии режиссера, сын которого умер при таких же обстоятельствах, как дочь героя Килмера. Также можно наплевать на всяческую культурологию (будь то мотивы творчества популярного в текущем киносезоне Эдгара Аллана По или пародийная дэвид-линчевская американа). Пожилой классик действительно настолько крут, что может себе позволить любой, даже самый бредовый коллективный сон.

 

Еще три экранизации снов:

"Наша история", режиссер Бертран Блие, 1984

Изможденный клерк (Ален Делон), потерявший общий язык с женой (Натали Бей), едет в поезде, где погружается в болезненное сновидение. Один из ни на что не похожих трагифарсов язвительного французского сюрреалиста Бертрана Блие со всеми положенными чертами: абсурдной логикой, антибуржуазной сатирой, темой двойничества и издевательски оптимистичным финалом.

 

"Сны", режиссер Акира Куросава, 1990

80-летний японский классик предполагал, что это будет его последний фильм (но успел впоследствии снять еще два). Восемь нечеловеческой красоты этюдов, воспроизводящих сны Куросавы: встреча мальчика с древесными духами, беседы с рогатым демоном и благостным столетним стариком, кошмарные мертвые солдаты, медитация на тему живописи Ван Гога и т.д

 

"Богиня: как я полюбила", режиссер Рената Литвинова, 2004

Вдрызг разруганный прессой полнометражный игровой дебют дивы: словно полуживая, следователь Фаина (сама Рената Литвинова) "расследует" мутное дело об исчезновении/похищении ребенка, сражается с вороной и видит кодеиновые сны, где в интерьере старозаветной столовки ее куда-то все время манит сильно накрашенная покойная мама (секс-символ советских 60-х Светлана Светличная); плюс пижонский саундтрек. Ни на чем не настаиваю, но как по мне, этот манерный, невыносимый, черт знает для чего снятый фильм невозможно не полюбить.

 

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама