Кино недели: "Прометей" Ридли Скотта
  • 02.06.12
  • 1757

Кино недели: "Прометей" Ридли Скотта

Потрясающая космическая опера и действительно приквел "Чужого". Плюс еще три фильма о зловещих открытиях в космосе

2089 год, пара влюбленных археологов (Нуми Рапас, чьи лицо и мимика напоминают молодую Сигурни Уивер, и Логан Маршалл-Грин) обнаруживает на шотландском острове наскальные рисунки 35-тысячелетней давности, на которых статные пришельцы указывают на звезды; аналогичные изображения имеются на вавилонских табличках, древнеегипетских гробницах, стеллах индейцев майя и много где еще. Ученые верят, что это ясное указание на "Отцов" - высокоразвитых инопланетян, создавших в незапамятные времена человечество. К отдаленной галактике отправляется космолет "Прометей": финансирует экспедицию, с неясными до поры до времени целями, частная корпорация "Вэйленд", которую на корабле представляет нацистского вида циничная блондинка (Шарлиз Тэрон), проживающая в отдельном модуле, где есть рояль и новейшее устройство для хирургических операций. Однако фактическим хозяином положения на "Прометее" -  чем дальше, тем увереннее - оказывается коварный обаятельный андроид с зашкаливающим IQ (Майкл Фассбендер), у которого свои планы. Прибыв на нужную планету, земляне обнаруживают в загадочном рукотворном сооружении гору гигантских трупов и целый колумбарий с подозрительными капсулами. Понятное дело, ничего хорошего все это не предвещает.

Сэр Ридли Скотт спустя 33 года после выхода на экраны "Чужого" вновь обращается к большой научной фантастике, которую в том числе сам и породил. Официальные лица 20th Century Fox, вплоть до самого начала проката своего главного в этом году блокбастера, стойко держались осторожной версии, согласно которой "Прометей" вовсе не приквел хрестоматийного фильма о злополучном полете звездолета "Ностромо", а совершенно самостоятельное произведение, смутно намекая, что есть и надежда на его продолжение. На деле, конечно, новое кино и разъясняет некоторые обстоятельства, предшествовавшие появлению на неизестной планете команды лейтенанта Рипли, и отчасти представляет собой попурри мотивов, ситуаций и даже реплик из всей тетралогии о Чужих.

В противовес камерному фильму 1979 года, в котором клаустрофобия была залогом настоящего ужаса, теперь Ридли Скотт развернулся во всю мощь 160 миллионов бюджета, предельно простой жанровой конструкции и стереоэффекта 3D. "Прометей" оказывается космической оперой двадцать первого века: грандиозной громадой с поражающими воображение декорациями, страшно красивыми эпизодами (например, когда андроид Дэвид проникает в планетарий Создателей и держи на ладони трехмерную модель Земли) и бесстрашными персонажами, которые действуют без изощренного психологизма. "Богоискательская" же тема, вопросы, которыми задаются герои ("Кто нас создал и, главное, зачем?", "Почему они хотят уничтожить своих детей?", "Кто такие Чужие?") - возможно, как раз обещание того, что вся эта история будет продолжена.

Еще три фильма о зловещих открытиях в космосе

"Планета ужасов", режиссер Норман Уоррен, 1979

Группа астро-археологов на свою беду откликаются на сигнал SOS, исходящий от дальней космической колонии. На месте оказываются страшные рептилии, они заражают экипаж, который постепенно превращается в свору зомби. Идотская, но смешная британская трэш-пародия на вышедшего в том же году ридли-скоттовского "Чужого".

"Горизонт событий", режиссер Пол У.С. Андерсон, 1997

В основном разруганный прессой, но, по-моему, впечатляющий хоррор про лавкрафтианский ужас космической бездны, один из первых фильмов того из Андерсонов, который крепкий хозяйственник (впоследствии несколько раз экранизировал компьютерную игру "Обитель зла" с Милой Йовович). Спасательный полет к Нептуну, зловещий секретный объект, фокус с искривлением пространственно-временного континуума, много крови и безумия.

"Луна 2112", режиссер Данкан Джонс, 2009

Сотрудник газодобывающей станции (Сэм Рокуэлл), одиноко проживающий на Луне, ждет скорого окончания трехлетнего контракта, но происходит техническая авария, а также совершенно невозможная встреча. Эстетский, довольно деликатно отсылающий к кубриковской вселенной, кинодебют сына Дэвида Боуи.

Комментарии

Читать на эту тему