Кино недели: "Транс"
  • 06.04.13
  • 994

Кино недели: "Транс"

Криминальный психоделический триллер-головоломка. Плюс три фильма о заигрывании сознания с реальностью

Саймон, сотрудник аукционного дома, договаривается с компанией бандитов – одним харизматичным и тремя второстепенными – о совместной краже картины Гойи. В процессе он сильно получает по голове и забывает, куда спрятал холст: теперь бандиты вынуждены возиться с ним, как с любимым сыном, и даже нанимают ему симпатичную женщину-гипнотизера, чтобы та помогла найти пропажу в глубинах подсознания Саймона. Однако девушка оказывается не лыком шита и вовлекается в историю уже с личным, а не профессиональным интересом.

Кадр из фильма транс

В популярный в начале нулевых жанр про парней в дорогих костюмах, которые затейливо воруют что-то ценное и эстетическое, Дэнни Бойл вставляет еще одно измерение. Благодаря этому фильм, бодро начинающийся с лихого ограбления, быстро превращается в павильон кривых зеркал. И вот уже и клиповая съемка в сочетании с нарративом, и музыка, и какие-то дизайнерские интерьеры, и немногочисленные вкрапления эротики, и мордобой, и хлесткие фразы – типичные для жанра атрибуты – начинают работать на этот этот эффект.

Кадр из фильма транс

Причина, по которой вся суета происходит именно вокруг Гойи, очевидна: "Сон разума рождает чудовищ", и он таки их рождает. В какой-то момент уже становится совершенно неясно, где гипноз, где не гипноз; кто плохой, а кто хороший, кто кого убил, и кто чья девушка. Картина недаром называется "Транс" – очевидно, такой реакции Дэнни Бойл и добивается, чтобы в итоге закончить, как он это любит: с подмигиванием зрителю под жизнерадостную музыку Underworld.

Еще три фильма о заигрывании сознания с реальностью:

Кабинет доктора Калигари, реж. Роберт Вине, 1920

Старинный фильм ужасов, заслуженно вошедший в анналы. Помимо зловещей атмосферы и неожиданного финала, так или иначе позаимствованного позже многими сценаристами, примечательны декорации, эту самую атмосферу и порождающие – продукт сотрудничества создателей картины с экспрессионистской художественной группой Der Sturm.

Кадр из фильма кабинет доктора калигари

Вспомнить все, реж. Пол Верховен, 1990

Фантастический боевик, снятый по крохотному рассказу Филипа Дика – вообще мастера писать параноидальные произведения об измененном сознании. Все, кто помнят этот фильм исключительно по сцене женщины с тремя грудями, могут с чистой совестью его пересмотреть: еще там есть сцена с вылезающими глазами, Шэрон Стоун в трико, разнообразные мутанты и много другого интересного. Главное – не судить о картине по недавнему римейку, который, честно говоря, даже упоминания не заслуживает.

Кадр из фильма вспомнить все

Идентификация, реж. Джеймс Мэнголд, 2003

Триллер, при просмотре которого бесполезно гадать, кто именно убивает поочередно героев разной степени симпатичности: хитрый поворот финала в какой-то степени отсылает к вышеупомянутому "Кабинету доктора Калигари".

Кадр из фильма идентификация

Комментарии

Читать на эту тему