Основательница ZDDZ – о том, как развивать марку за рубежом
  • 14.04.16
  • 9996

Основательница ZDDZ – о том, как развивать марку за рубежом

ZDDZ – британская марка одежды, которую основала петербурженка Дарья Сельянова. Одежда ZDDZ продается и в России, и за границей. Нам удалось пообщаться с Дарьей и выяснить, как получилось, что она переехала в Лондон, узнать об участии в VFiles и трейд-шоу и о том, почему она шьет одежду в Сербии.


Дарья Сельянова,
основательница марки ZDDZ


Об учебе и опыте стажировок

«На самом деле, все как-то само случилось – я не планировала основывать свою марку. Но расскажу все по порядку. После школы у меня был выбор, куда пойти учиться: на филологию или востоковедение. Открылся факультет дизайна, и я пошла туда. Мама расстроилась – она хотела видеть меня филологом. Потом я перевелась в Британку, уехала в Лондон, затем начала тусоваться, и меня выгнали отовсюду.

Когда я пришла в себя, то поступила в МХПИ, но проучилась там всего полгода. Мы делали стежки вручную, вышивали крестиком и гладью – у меня это вызывало удивление. В общем, это проблема многих российских учебных заведений – советские тетушки прививают хорошие технические навыки, но вообще не учат дизайну. В то время в Британке как раз открывался факультет дизайна одежды, и я поступила туда, а затем уехала в Англию, поступив в University of Hertfordshire.

ZDDZ бренд

В этот раз, пока студенты устраивали винные вечера, я занималась. Пока училась, делала красоту, не думая о коммерческой стороне. Я не знала, как оценивают одежду. Мой куратор говорил, что мои платья в магазине будут стоить 2000 фунтов, и спрашивал, купила бы я его за такие деньги. Во мне его слова вызывали протест. Та коллекция была замечена – ее отснял журнал Volt.

Образование дало базу, без которой нельзя. Конечно, сегодня легко создать бренд на базе Instagram, но ничто не заменит тех знаний и навыков, которые дают тебе преподаватели. Несмотря на то, что сейчас сложные конструкции я не делаю, мне было бы стыдно прийти к конструктору с рисунком и сказать: «Сшейте мне так». Результаты несравнимы, когда сам принимаешь участие в процессе создания: выбираешь способ обработки, понимаешь, как сделать вещь более объемной и наоборот. К тому же, многому учишься, когда работаешь вместе с производством, сидишь на фабрике и тестируешь разные нити, сэмплы – это такой DIY процесс.

ZDDZ London

В итоге University of Hertfordshire я закончила с отличием, и меня взяла на стажировку лондонский дизайнер Даниэла Скат. Ее бренд через какое-то время прекратил существование по финансовым причинам. Она показывала свои коллекции на Лондонской неделе моды, ее любила пресса, и заказов было много, но бизнес-процессы не были налажены. Эта стажировка на многое открыла мне глаза, показала, что мода – не быстрый способ заработать деньги, и изнутри она далеко не так гламурна, как кажется.

Мы работали в очень маленькой студии – чтобы обойти вокруг раскроечного стола, надо было вжиматься в стену. Я и еще два стажера делали буквально все: от технических рисунков до приглашений на показ и кофе для Даниэлы. Ели в студии – нам нельзя было выходить. Даниэла была властной женщиной, но глядя на нее, я училась тому, как организовывать коллектив.


О первой коллекции ZDDZ

Первую коллекцию мы сделали в моей спальне. Изначально даже не знали, что она из себя будет представлять. Мы хотели что-то делать, но не планировали тратить на это много денег. Потом выложили лукбук в Twitter и Facebook. После этого нам написала девушка Анита, предложила помочь с PR. Мы согласились. Она разослала наш лукбук, и стилист Риты Оры Kyle De'Volle запросил наряд, чтобы певица надела его на свое выступление на Top of the Pops (музыкальная программа британского телевидения).

ZDDZ

Участие ZDDZ в VFiles

После Анита нам рассказала о проекте VFiles. Мы решили принять участие. В этом не было ничего сложного: нужно было подать заявку и загрузить лукбук. Позже мне позвонили и сказали, что рассматривают нас, как одного из финалистов. Сказали, что нужно только мое присутствие и коллекция, а пока попросили прислать ее наброски. Ночью я сделала наброски, отправила им, а утром они сообщили, что мы вошли в число четырех финалистов. В итоге я полетела в Нью-Йорк. Это был важный для бренда этап развития. После этого наша аудитория расширилась, а у байеров повысился к нам интерес.

На VFiles байеры спрашивали про то, розничная или закупочная цена выставлена на мои вещи. В тот момент я поняла, что мои цены очень высокие. Тогда мне нравилась, например, ткань компании Schoeller с напылением алюминия. Мне хотелось запустить эту дорогую ткань в производство. Но я понимала, что молодежь, для которой мне интересно создавать, не купит такую дорогую одежду. Им не нужна покрытая алюминием ткань за 70 фунтов.


Команда ZDDZ

После участия в VFiles я поняла, что мне стало сложно все делать самой. Было несколько вариантов: либо закончить вообще, либо продолжать все как есть, либо налаживать бизнес. Сначала я познакомилась с Лизой Кологреевой. Она из первых в России поддержала нас статьей на Wonderzine. После я познакомилась с Катей Петуховой и Денисом Ерховым.

Было сложно отдавать часть своего дела в чужие руки. Сначала я думала, что должна все делать сама. Со временем пришло понимание того, что главное – это уметь делегировать задачи.

Когда начинаешь работать большой командой, то приходится подстраиваться под людей. Например, я люблю работать ночью, но нужно переучиваться, так как все работают днем.


Сейчас у нас в команде вместе со мной шесть человек, помимо этого менеджер по производству в Белграде и сотрудники с разных фабрик, где мы отшиваем одежду. Бухгалтерией поначалу я пыталась заниматься сама, но потом счастливая случайность свела меня с отличным специалистом Стивом.

Примерно в то время Катя и Денис убедили меня расширить ассортимент. До этого у нас были маленькие коллекции, и ребята предложили увеличить количество изделий с 20 до 70. Мне, как человеку творческому, сложно было понять, зачем это нужно делать. Но в итоге это сработало.


Участие ZDDZ в трейд-шоу

Для того, чтобы успешно участвовать в трейд-шоу, нужна хорошая контактная база. У байеров очень забитое расписание, с ними обо всем нужно договариваться заранее. На трейд-шоу вы приезжаете с вещами и лукбуком. Байеры смотрят, собирают свои луки, иногда просят что-то в другом цвете, а потом вы подбиваете таблицы заказов по всем этим параметрам. Затем начинается отшив вещей. Иногда приходится подгонять байеров с оформлением заказа. На предоплату, сделанную ими, вы заказываете ткань, начинаете производство.


С байерами нужно постоянно работать, отправлять презентации, свежие новости. Но даже если вы им понравились, то они все равно захотят посмотреть несколько сезонов, как у вас пойдут дела, и останетесь ли вы таким же классным.

У нас был опыт участия в трейд-шоу. В Париже и Нью-Йорке проходит Man/Woman. Это крупный шоурум, где дизайнеры занимают три этажа. Да, это затратно, но эффективно. Еще мы участвовали в шоуруме Fashion Scout, который проходит в Великобритании. Но мы посчитали, что это больше студенческий проект, чем профессиональный. В среднем участие в трейд-шоу стоит от £1000 до £5000.

О производстве

Примерно в то же время я решила перенести производство из Лондона, так как оно там очень дорогое. В первую очередь я подумала о Польше, но Катя предложила Сербию. Она знала там компанию, где все было налажено. Мы решили перевезти все производство туда. Это был решающий момент в бизнесе.

Что касается тканей, то их мы закупаем в Сербии у поставщика, который снабжает сербскую милицию и военные силы. Эти ткани очень прочные и дают именно такую форму, которая мне нужна. Раньше, когда я приезжала на выставку Premiere Vision, то набирала самые разные сэмплы: от бархата до покрытого воском нейлона. Теперь я четко понимаю, какая ткань подходит для производства, и покупаю только ее.

В Сербии есть свои проблемы с производством. Там сидят женщины старой закалки. Им сложно объяснить, например, что неправильная посадка – это круто. Еще момент – в Сербии не делают диджитал принты, которые нам необходимы. Там нет необходимого устройства для этого, потому что они никому не нужны. Поэтому мы сейчас думаем о том, где их печатать.


О важности истории

Ключевой момент для бренда – это история, рассказанная вами. Пока я не ответила на вопрос: «Почему я это делаю?», мне было сложно. Мне не было интересно просто выйти на рынок и продавать миллион футболок. Идея абстрактной бесполезной моды мне не понятна. После участия в показе Russian Fashion Week я поняла, что не буду больше делать шоу по стандартному сценарию. Мне хотелось работать не с моделями, а с живыми интересными ребятами.

К тому же я не делаю восемь коллекций в год. Даже четыре небольших коллекции мне сделать трудно. Здесь все дело в креативности – это сложно, так как нужно ждать момент. Не люблю торопить решения».

Фото Дарьи Сельяновой: Маша Мел


Комментарии

Читать на эту тему

Реклама