«Груз 200»
  • 15.06.07
  • 1487

«Груз 200»

Самый сильный российский режиссёр Алексей Балабанов лично представил в кинотеатре «Аврора» свой одиннадцатый фильм «Груз 200» – безысходный хоррор на тему «здесь был СССР», уже вызвавший изрядное волнение и споры

Действие последнего балабановского фильма происходит в 1984 году, на самом закате эпохи «развитого социализма». Место – обшарпанный промышленный город с собирательным именем Ленинск, где дымят инопланетного вида заводы, исправно поступают десятки гробов с убитыми в Афганистане солдатами («груз 200») и ждут своего часа церкви с лазурными куполами.

Груз 200. Режиссёр Алексей Балабанов. Рецензия на фильм

Завкафедрой научного атеизма (Л. Громов), советский интеллигент с просроченными идеалами и палкой дефицитного сервелата наперевес, едет из Ленинска домой в Ленинград, но из-за накрывшегося «Запорожца» оказывается в угрюмом селении, в типической обстановке хуторского хоррор-муви. Там обнаруживаются философски настроенный бывший зэк (А. Серебряков), батрак-вьетнамец Сунька, и ещё мутноглазый мужик, который оказывается впоследствии капитаном милиции, а также импотентом и психопатом-убийцей (А. Полуян). Научный атеист, против ожиданий, благополучно отправляется дальше, а к вышеописанным персонажам присоединяются приехавший за самогоном смазливый полудурок-фарцовщик в майке «СССР» и дочь секретаря райкома, красивая и легкомысленная – идеальная, короче, жертва (дебютантка Агния Кузнецова).

То, что происходит в фильме «Груз 200» по ходу дальнейшего развития сюжета, уже описано в десятках репортажей как самое жестокое и беспросветное, что когда-либо разворачивалось в русском кино вообще. Дико красивый визуально фильм Балабанова сбивает с ног и лишает возможности сопротивляться в силу максимальной концентрации показанного в нём зла, подлости и насилия. Минуте на двадцатой становится понятно, что здесь не отделаешься определением «ретро-слэшер плюс немного чёрной комедии плюс доза социальной рефлексии».

Груз 200. Режиссёр Алексей Балабанов. Рецензия на фильм

Беспрецедентный прокатный рейтинг «от 21 года» - это, конечно, чересчур. Однако понять напуганных прокатчиков можно. Некоторые сцены фильма (например – с участием трупа героя-десантника и множества мух) не вписываются в распространённую версию о том, что Алексей Балабанов снял кино о патологии советской власти. Как это бывает у больших режиссёров, он создал настолько сложный, многослойный и травматичный мир, что часто в нём сквозит не связанный с какой-то эпохой, абсолютно бесчеловечный ужас (как и у всех «неправильных» кинематографистов вроде Пазолини или Сэма Пекинпа). А звучащие весь фильм шлягеры брежневско-андроповской эстрады - композиция Ю. Лозы про плот, свитый из песен из слов, в частности – тоже, по-моему, качественно транслируют вселенский кошмар.

Как бы там ни было, какие бы то ни было интерпретации появляются далеко не сразу после сеанса. По пути из кинозала на пресс-конференцию Балабанова, понимаешь только, что тебе довольно нехорошо. Алексей Октябринович, в отличие от большинства своих говорливых коллег, никогда не был склонен к пространным комментариям: «Да, «Груз 200» отражает мой личный опыт и взгляд на 84-й год, когда я работал ассистентом на Свердловской киностудии и много ездил по стране, и много видел и слышал подобных вещей». «Конечно, в фильме много смыслов, и это работа зрителя – смыслы вырабатывать». По сути, возможна ли более вменяемая позиция автора по отношению к своему произведению? Дальше Балабанов ответил на неизбежные вопросы о достоверности деталей в фильме (это забавно порой – молодые люди на дискотеке выглядят как отдельные сегодняшние посетители клуба «Mod») и подтвердил, что некоторые народные артисты (Маковецкий и Миронов) отказались у него сниматься из-за «аморальности» сценария «Груза 200».

Груз 200. Рецензия на фильм режиссёра Алексея Балабанова

Единственное, что я точно могу сказать, посмотрев этот сильнейший и двусмысленный фильм – Алексей Балабанов, как, скажем, мало кто в отечественном кино, на животном, априорном уровне знает природу фильмического, может легко показывать любые фокусы и громоздить любые навороты. Этот магический дар и есть то главное, что присутствует в самых разных его картинах: и в подспудно неприятном «Про уродов и людей», и даже в патриотическом шутере «Брат-2». «Груз 200» - это такой фильм, когда полтора часа мчатся в буквальном смысле незаметно для тебя, целиком растворяясь в болезненном и страшном мире кадра. В общем, предельная простота, столь присущая беседам Алексея Балабанова с репортёрами – это ещё и условие его потрясающе сложного кино.


«Груз 200»
Россия, 2007
Режиссер: Алексей Балабанов
В ролях: Агния Кузнецова, Леонид Громов, Леонид Бичевин, Алексей Серебряков, Алексей Полуян
Жанр: триллер, хоррор, социальная драма

Комментарии

Читать на эту тему