«НАВИГАЦИЯ ТЕЛА» / «BODY NAVIGATION», часть первая
  • 20.07.07
  • 382

«НАВИГАЦИЯ ТЕЛА» / «BODY NAVIGATION», часть первая

По Лебяжьей канавке плывет лодка. Под импровизацию саксофониста торопливо переодевающиеся женщины демонстрируют вечные женские архетипы. Балерина, милиционер, комсомолка, роковая женщина, домохозяйка – бесконечная трансформация, бесконечная вариация на тему «девушки бывают разные». В конце концов, женщины в свадебных платьях причаливают к берегу, к радости сочетающейся законным браком пары, спешащей запечатлеть себя на фоне разворачивающегося действа. Уличный перфоманс «Ты не можешь помешать тому, что может случиться» норвежских художниц Aнны-Брит Рэйдж, Гюннхильд Бак, Аннэк вон дер Фехр и известного музыканта Рольфа-Эрика Нистрома открывает фестиваль «Навигация тела – 2007»


«НАВИГАЦИЯ ТЕЛА» / «BODY NAVIGATION»Фестиваль проходит в Петербурге в третий раз. «Это не только работа с новыми формами искусства, своеобразный эксперимент» - рассказывает один из организаторов «Навигации тела», но и определенный риск, ведь реакция публики неизвестна». Проекты фестиваля действительно разнообразны: мастер - классы, лекции, перформансы, кинопоказы, спектакли. Неизменной остается лишь тема - тело как медиум для искусства. Изменение взгляда на современное искусство, создание платформы для новых проектов - вот цели, которые ставят перед собой организаторы фестиваля.


Недавно открывшийся клуб «The Place». Здесь проходит официальное открытие фестиваля. В зале натянуты полотна с фотографиями. По ходу дела понимаешь, что фотографии оживают. Тихо покачивается портфель в руках у офисного служащего, незаметно поправляет прядь волос девушка из прачечной, подрагивает в своей шубе Дед Мороз. Мультимедийная инсталляция «Падающие мужчины & Поворачивающиеся женщины» Гешки Хелены Андерсон и Роберта Брецевича реагирует на человеческие импульсы. Фигуры передвигаются с место, падают и поворачиваются при приближении зрителя.


На экране инсталляция уже знакомых художниц. Картинка в стиле Боттичелли «Венера, рождающаяся из морской пены» трансформируется в комедию, где каждая из участниц пытается устоять в мыльной раковине, изображая ту самую вечную женственность. На другой половине экрана в это время прокручиваются отрывки из советских фильмов вперемежку с кинохроникой. Иконы советского кино, народные героини. Фемины в разных обличиях и во все времена…


Отличительная черта фестиваля – взаимодействие со зрителем. «Закройте глаза, послушайте звуки, и скажите, какие ассоциации они у вас вызывают» - так начинается перформанс «MNEMOSINE» группы MEDEA_73 из Испании. На выходе из зала две огромные книги. В одну из них надо записать то, что хочешь забыть, в другую – то, что запомнить. Их листы пестреют самыми разными записями на всех языках мира. Черно- белый спектакль – сочетание необычной пластики и мультимедиа искусств. Строчки, пробегающие с экрана прямо по телам танцоров, лампа, следящая за движениями людей – и ты понимаешь, что оказался в царстве собственных воспоминаний. Белые фигуры, статика, напоминающая фигуры из «Девушки на шаре» Пикассо. Обнаженное тело, на которое наносят загадочные знаки. На экране губы – медленно разрастающиеся на весь экран. Избирательность памяти… Почему мы помним, то, что хотим забыть, и забываем то, что хотим сохранить в своей памяти навеки? Как можно вспомнить то, что никогда не происходило? Проект MEDEA_73 - это исследование человеческой натуры.


Я стою на сцене. Рядом со мной еще несколько человек. Что мы здесь делаем? Перформанс Титты Курт из Финляндии – удивительно проникновенный и простой одновременно. Фигура в зеленом платье, фонарик, мягкая завораживающая пластика, протянутая рука – и вот из зрителя ты сам стал участником. За все те дни, пока шел фестиваль, отличить участников от обычных зрителей становилось все сложнее и сложнее.


В ID CENTRE, открытом прямо в промзоне на Медиков, дом 5, выставка “ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ” («KRFTWRK - Global Human Electricity») художника из Австрии Райнера Прохаска. Следуя указателям на стенах, поднимаюсь на третий этаж заводского помещения и захожу в оформленный в hi-tech стиле зал. На стенах чертежи. Огромная электрическая мельница, двигаемая тяжестью человеческих ног, маленькие комнатушки, присоединенные к велосипедам приспособлениями… Электричество человеческого тела – вот то, что интересует бывшего инженера, австрийского художника Райнера Прохаска. Его работы – исследование человеческого тела. Избыток энергии в нашем теле, недостаток энергии в окружающей нас жизни… В своих размышлениях художник стремится к рациональному использованию энергетических ресурсов. Его акции – попытка обратить внимание на проблемы нашего ежедневного существования. Офисная сидячая работа, потом фитнесс- зал… День обычного европейца может стать основой для поиска альтернативных источников энергии, стоит только оборудовать спортзалы специальными приспособлениями. Райнер не только создает проекты, но что очень важно, реализует их. Так в 2008 году пользователям Интернета станет доступен сайт KRFTWRK, где каждый пользователь сможет подсчитать, гипотетическую экономию природных ресурсов при занятиях спортом.


Продолжение следует…


Алиса Кустикова
20.07.2007


«BODY NAVIGATION». Проект MEDEA_73

«BODY NAVIGATION». Проект MEDEA_73

«BODY NAVIGATION». Проект MEDEA_73

«BODY NAVIGATION». Проект MEDEA_73

«BODY NAVIGATION». «KRFTWRK - Global Human Electricity»

«BODY NAVIGATION». «KRFTWRK - Global Human Electricity»

«BODY NAVIGATION». «KRFTWRK - Global Human Electricity»


Также читайте в журнале BE-IN:
«НАВИГАЦИЯ ТЕЛА» / «BODY NAVIGATION», анонс.
Театр «Королевский Жираф» на открытии фестиваля OPEN CINEMA

Комментарии

Читать на эту тему