«Русалка» Анны Меликян
  • 24.11.07
  • 3001

«Русалка» Анны Меликян

Славный и добрый «магический реализм»


Фильм: Русалка
Россия, 2007.
Режиссёр: Анна Меликян
В ролях: Мария Шалаева, Евгений Цыганов, Мария Сокова, Настя Донцова
Жанр: мелодрама
В кинотеатре «Аврора» - с 21 ноября 2007

«Русалка» Анны Меликян. Рецензия на фильмВ унылом городке возле моря живёт странная девочка Алиса. Отец Алисы – подозрительный морячок – исчез в неизвестности. Мать пребывает в вечных отчаянных поисках мужа, бабка дни напролёт сидит в кресле и ест мороженое. Алиса, опоздав в первый класс балетной школы, прекращает разговаривать и попадает в школу для дураков. Где и учится до семнадцати лет, попутно обнаруживая в себе удивительный дар: возможность вызывать шторм, заставлять падать все яблоки разом и исполнять желания. После одного такого паранормального эксцесса вся семья переезжает, конечно же, в Москву. Алиса, ставшая симпатичной, хоть и угловатой, девушкой, работает сначала ходячей телефонной трубкой, потом – ходячей пивной кружкой. Собственно современная версия андерсеновского сюжета начинается в тот момент, когда в ходе драматической суицидальной попытки Алиса встречает Сашу – сильно пьющего и хамоватого менеджера фирмы по продаже участков Луны – и смертельно в него влюбляется. Заодно чистая и ранимая Алиса знакомится с замечательной жизнью столичного верхне-среднего класса со всеми сопутствующими элементами: платиновыми блондинками, двухэтажными лофтами, кастингами, развратными вечеринками, цинизмом, пороком и тоской.

«Русалка» Анны Меликян. Рецензия на фильмВторой полнометражный фильм Анны Меликян, трейлером которого ТВ радовало целую вечность, получился на удивление лёгким и грустным, «Русалка» почти не вызывает раздражения или чувства неловкости – что, согласитесь, в нынешнем нашем контексте уже чуть ли не повод для ликования. Пресловутая одержимость сферой рекламы – какие-то текущие события и чувства выражаются слоганами на билбордах, опять же духлессо-бегбедеровский «принц» тоже рекламист – в случае «Русалки» вполне гармонирует с основной задачей или, по крайней мере, не мешает. Что же, в самом деле, делать режиссёру Меликян, если волшебный мир рекламы – обязательная жизненная среда, практически Lebensraum российского кинематографа нулевых?

«Русалка» Анны Меликян. Рецензия на фильмНепревзойдённый отечественный кинокритик Роман Волобуев в рецензии на дебютный фильм Анны Меликян – «Марс» - описывал свои ощущения как от встречи с чем-то «добрым и круглым». В общем, это весьма исчерпывающая характеристика. В «Русалке», правда, Меликян стала ощутимо увереннее: здесь есть сильные эпизоды с фанатским погромом на Манежной или с теми же падающими яблоками. Режиссёру в этом обаятельном апокрифе одной из самых печальных сказок Андерсена удалось, по-моему, слепить пресловутый «магический реализм» по-русски: когда инфантильная мистика соединена с чётким представлением о том, что всё в конечном счёте закончится плохо.
За этот по-своему честный взгляд второму фильму Меликян можно простить много чего: даже кошмарную певицу Леру Масскву, поющую тут на финальных титрах .

Da-seiner
24 ноября 2007

Читайте также в журнале BE-IN:
«Я обслуживал английского короля» Иржи Менцеля
«Завет» Эмира Кустурицы, рецензия на фильм
«Глюки» Уильяма Фридкина, рецензия на фильм
«Жизнь других» / «Das Leben der Anderen», рецензия на фильм

Комментарии

Читать на эту тему