Пикантные пространства
  • 01.09.08
  • 473

Пикантные пространства

«Мы нуждаемся в регенерации, а не в возрождении: возможности нашего восстановления несут в себе утопическую надежду посреди чудовищного мира. Как бы то ни было, я предпочитаю быть киборгом, а не богиней». («Манифест киборга» Донна Харауэй). Модному пространству «Этажи» исполнилось больше года…


Об «Этажах» писали все, писали много. Человеческая история привыкла превращать действительность в слово, создавать мифы. Современные мифы обязательно должны быть стильными, модными, быть внутри сконструированного доминантного пространства реальности. Моя знакомая называет всё это: «Пикантен». «Париж пикантен». «Бодлер пикантен». «Пит Догерти очень пикантен». Ещё она любит говорить: «пчела» и «зашипело». Не представляю, что это значит, но что-то с оценочным значением «очень».

Пикантные пространства. Лофт Проекту «Этажи» больше годаЛофт «Этажи» очень «пикантен». Сегодня бум на пикантные места. Повсюду «денди», «декаданс», «эстетический», «I-Pod» и «плазма», девочки в стиле «экзи», «новые 60-е». Наигравшись в блондинок и метросексуалов, мы, наконец, добрались и до этого. Демиургам рынка остаётся только тиражировать всё, что продаётся. Глобализировать пространство. Миф создаётся из уже ранее существовавшего, репрезентируется и становится «пикантен». Только зачем нужна эта абсурдная музеефикация всего? Реальность чего угодно, где в отсутствии эстетических критериев, ценность творения определяется по доставляемой им прибыли. Денежная реальность, в пространстве которой искусство и бизнес нашли друг друга, а их совместное «достижение» вынуждено подстраиваться под все течения и потребности при условии, что эти течения и потребности платёжеспособны. Деньги – это «кровь искусства» по словам Марата Гельмана (интервью журналу «Патрон»). Художник, галерист, критик и публика находят сейчас удовольствие в чём угодно. Наступил момент расслабленности. Эклектизм. Конец эксперимента.

Пикантные пространства. Лофт Проекту «Этажи» больше года


Я не хочу сказать, что я прав. «Критика – это нечто иное, нежели вынесение верных суждений во имя «истинных» принципов» (Р. Барт). Просто мне это не нравится. Весь этот модный метанарратив.

Что произошло за год с «Этажами»? Они открыли винный бар (Loft Wine Bar) и научились мастерски сочинять пресс-релизы. Так мастерски, что читать их стало совсем неинтересно. Ещё? Там появились офисы. И «концептуальный» проект FotoWall (фотографии на стенах): первым подопытным стала Александра Ауэрбах с её визуальными «экспериментами», милыми картинками под открытым небом. На них всё так просто, весело, беззаботно, как будто оказался в рекламе. На одной фотографии девочки, на другой – мальчики, а вот и скамейка. Стабилизация референта, наделившего всё узнаваемым смыслом, происходит мгновенно. Ему не надо ни о чём думать, всё сделано за него. Промышленная фотография уберегает сознание от сомнений. Фотоснимки в журналах способны вызвать желание и умиление. Глянцевые, рафинированные. И пустые. Ещё Саша любит фотографировать свадьбы.

Пикантные пространства. Лофт Проекту «Этажи» больше года


Галерея «Глобус» импортировала украинских «Сукиных детей», употребив для афиши запасное название команды: «Kiev Dandys». И название это определённо пригодилось. Звучит лучше и инвесторов не отпугивает. Как бы там ни было, привезли денди графику, а от граффити в работах ничего не осталось, разве что пресс-релиз. На втором этаже до конца августа разместился «Воздух», но только теоретический. Дети «Неоакадемизма», прикрываясь именем своего учителя Тимура Новикова, решили помодничать на тему Возвышенного. Все, кто мог, нарисовали небо. Получилось скучно. Очень. Разница между воздухом и «Воздухом» такая же, как разница между Возвышенным и высокими потолками. Дать зрителю повод для ностальгии и удовольствия, присвоив образы и интерпретации авторам. Это достигается только благодаря устойчивости и узнаваемости форм: небо, самолёт, девушка. Романтическое «Воздух» – это не Возвышенное. Симулякр, чучело. Признанный, рентабельный и дорогой неоакадемизм – уже миф, часть истории искусства. Предмет культурного экспорта.

В общем, ничего не изменилось. Лофт «пикантен». Снаружи интеллектуальный беспорядок, внутри все красивые – такие красивые, что отличить нельзя. Пьют вино, едят сыр, рассказывают анекдоты.

Пикантные пространства. Лофт Проекту «Этажи» больше года


Сейчас такое время, когда искусство и бизнес сплетаются, это происходит во всем мире – так сказал организатор «Глобуса» Савелий Архипенко. Лофт. Слово из четырёх букв. Явление, возникшее во Франции и прижившееся в Америке ещё в 20-х годах прошлого века, определённо покорило Санкт-Петербург. Лофт определённо «Пикантен».

август 2008
Созонов Владимир


Фотографии с сайта галереи "Глобус".

Читайте также в журнале BE-IN:
Лофт.
Товарищи по цеху или «Память полей».
Новая нейтральность.

Комментарии

Читать на эту тему