Кино недели: "Без названия"
  • 24.12.11
  • 709

Кино недели: "Без названия"

Беззлобная сатирическая комедия про работников нью-йоркского современного искусства

Мрачный композитор Эдриен (Адам Голдберг) сочиняет атональные симфонии, составленные из ударов цепью по ведру, треска разрываемой бумаги, скрипа латексной юбки и заполошных криков: на концертах всегда не больше десятка ценителей. Его преуспевающий брат Джош (Айон Бейли) пишет скучные абстрактные полотна, на ура идущие в качестве украшения офисов и дорогих отелей. Впаривает буржуа живопись Джоша амбициозная манхэттенская галеристка Мэдлин (Марли Шелтон).

Мэдлин, типажом немного смахивающая на молодую Дайан Китон, держит приносящие доход картины в запаснике галереи, выставляя и продвигая художников иного толка: сильно пьющего автора инсталляций из распотрошенных коров, макак с пылесосами и чучел на люстрах, и радикального минималиста с повадками серийного убийцы, чье самое мощное произведение представляет собой бумажку, приклеенную к стене. Любовный треугольник тем временем складывается также вполне по вуди-алленовски: Джош в свою галеристку безответно влюбляется, его угрюмый брат заводит с ней роман, практически этого не заметив, сама же Мэдлин озабочена преимущественно художественной проблематикой.

Взявшись за современную арт-среду, режиссер Джонатан Паркер вполне мог бы удариться в максимально злую сатиру: современное искусство, глобальный стиль нового "креативного класса", с некоторых пор является удобнейшей мишенью для пуль сарказма. Но "Без названия", наконец добравшийся до российского проката, оказывается незлобивой, исполненной сочувствия к персонажем, типично нью-йоркской комедией про смешных невротичных интеллектуалов. Трогательны тут не только главные герои. Самодовольный чучельник, прозрачно пародирующий Дэмиена Херста, например, не способен вызвать таких искренних нехороших чувств, как его прототип.

Здесь пару раз до истерики смешно имитируют зверски серьезный "дискурс" галерейного искусства и неоавангардной музыки; диалоги изобилуют изречениями вроде "покупая работы этого художника, вы не просто вкладываете деньги, вы принимаете участие в развитии западной цивилизации" или "гармония - это капиталистическая пропаганда с целью продать больше роялей". Герои же ничем, по сути, не отличаются от многих прочих современных горожан, занятых некоей смутной деятельностью, которая в зависимости от угла зрения может быть объявлена как единственным в мире имеюшим смысл занятием, так и несусветной глупостью.

Фильм "Без названия" в прокате с 22 декабря.

Еще три фильма об изнанке художественного мира:

Я стреляла в Энди Уорхола, режиссер Мэри Хэрон, США-Великобритания, 1995

Канонизированная жестким режиссером Мэри Хэрон ("Американский психопат") история интересной жизни Валери Соланас, литератора, бескопромиссной феминистки, автора манифеста и единственного члена Общества Полного Уничтожения Мужчин, в бурном 1968-м тяжело ранившей из пистолета бога поп-арта Энди Уорхола. В фильме про Соланас, сыгранной выдающейся Лили Тейлор, показана жизнь первой уорхоловской Фабрики - нью-йоркского художественного андеграунда, идущего к успеху.

 

Буги-вуги, режиссер Данкан Уорд, Великобритания, 2009

Трагикомедия слегка олтмановского толка с несколькими звездами в главных и эпизодических ролях (Джиллиан Андерсон, Шарлотта Рэмплинг, Кристофер Ли, Дэнни Хьюстон, Хизер Грэм, Аманда Сейфрид, Стеллан Скарсгаард), экранизация одноименного романа Дэнни Мойнихена, раскрывающего подноготную коварного лондонского арт-мира, в частности - бума вокруг "Young British Artists": в фильме действуют явные отражения Джея Джоплина, Трейси Амин, братьев Чепманов и т.д.

 

Свалка, режиссеры Люси Уокер, Джоао Джардим, Бразилия-Великобритания, 2010

Внушительной силы документальный фильм-эксперимент: режиссер Люси Уокер фиксирует то, как известный бразильско-бруклинский художник Вик Мунис отправляется на родину, чтобы сделать социально-художественный фотопроект с сортировщиками мусора самой большой в мире свалки Жоардим-Грамашо, находящейся на окраине Рио. Современное искусство сталкивается с суровой реальностью и резко меняет жизнь героев проекта Муниса.

Комментарии

Читать на эту тему