Кино недели: "Учитель на замену" Тони Кея
  • 06.05.12
  • 1457

Кино недели: "Учитель на замену" Тони Кея

Очень мрачная драма про американскую школу с Эдрианом Броуди во всем его великолепии. Плюс еще три фильма про интересных учителей

Сумрачный преподаватель английской словесности Генри Бартс (Эдриан Броуди) всегда работает в течение недолгого срока и в разных местах. Переживая тяжелые времена, - в хосписе монотонно умирает впавший в слабоумие дед, который довел до самоубийства мать героя, когда тому было лет семь – он на месяц получает очередной старший класс в государственной школе, являющей собой выразительный социальный кошмар: учебное заведение финансируется по остаточному принципу, дети жестокие и невежественные, их деклассированные родители многократно хуже. Правда, обнаруживаются и лучи света в темном царстве: чернокожий хулиган с добрым сердцем и умная толстая девочка, делающая красивые фотоколлажи.

Педагогический коллектив в полном составе погружен в привычную депрессию: директрису (Марсия Гей Харден) скоро выпрут на пенсию; одинокую математичку (новейший секс-символ Кристина Хендрикс из сериала Mad Men) унижают отмороженные ученики, а их матери еще и обвиняют в расизме; еще одного педагога вообще никто не замечает; выделяется на общем фоне только ветеран учительской (великий актер Джеймс Каан) – благодаря своему бескрайнему цинизму и юмору висельника. Бартс же, ко всему прочему, вынужден приютить встреченную на улице бездомную малолетнюю проститутку (дебютантка Сами Гейл).

Вышеприведенное описание, казалось бы, не обещает ничего хорошего и нового: жанр чернушного социального комментария, пестуемый угрюмыми левыми интеллектуалами, давно стал мишенью нападок, в которых соревнуются между собой остроумные модники и так называемый «широкий зритель» - вернее, конструирующие эту фигуру студийные маркетологи. «Учитель на замену» к привычному инди-методу добавляет еще много разного: название (в оригинале – «Отчуждение», ни больше ни меньше), цитату из Альбера Камю на открывающих титрах, краткую лекцию главного героя – отличную - о «рыночном холокосте». Режиссер Тони Кей более всего известен «Американской историей X» - назидательной и вместе с тем дико страстной драмой о перековкие неонациста, невольно для автора ставшей своеобразным skin porn. В новом фильме Кей анестезирует мрачную фактуру разнообразием техник: в ход идут имитация документального кино, анимационные аллегории, монологи Броуди лицом к камере.

В итоге у Кея получилась картина мрачная и местами нестерпимая, не оставляющая не то что надежды, но и возможности вдохнуть. И поэтому довольно неловко горячо рекомендовать ее к обязательному просмотру. Однако при всем при этом в фильме нет фальшивой сердобольности или лишнего обличительного пафоса. Зато есть отличные актеры: "положительно-прекрасный" страдалец-учитель - одна из лучших на сегодня ролей Броуди; а еще кино стоит увидеть хотя бы ради невероятной Люси Лю в небольшой роли школьного психолога, особенно в эпизоде, где она, уже за гранью нервного срыва, доходчиво рассказывает юной гопнице об ее жизненных перспективах. Да, это очередной обвинительный приговор – не столько, понятно, порокам американской системы образования, сколько человеческому существованию в целом. Но человечество, возможно, более всего и нуждается сейчас в том, чтобы выслушать вердикт и потом подать апелляцию.

Еще три фильма про интересных учителей:

"Сельский учитель", режиссер Богдан Слама, 2008

Меланхоличный гей бросает работу в пражской гимназии и переезжает в глухомань, где в него влюбляется местная женщина, но герой не в силах перестать думать о ее 17-летнем сыне. Надежда современного чешского кино Слама подходит к одиозной теме без истерических провокаций.

"Класс", режиссер Лоран Канте, 2008

Получивший в Каннах "Золотую пальмовую ветвь" эталонный образец "неонеореализма": учитель-гуманист (Франсуа Бегодо: картину сняли по его же книге, где он рассказывает о реальном педагогическом опыте) и подростки неблагогополучного парижского предместья. Одним зрителям фильм Конте очень нравится и кажется похожим на Дарденнов, другие упрекают его в окончательном затирании до дыр пресловутой "новой искренности".

"Очень плохая училка", режиссер Джейк Касдан, 2011

Оптимистическая комедия про сильно пьющую девушку под 40 (Кэмерон Диас во всей своей огневой мощи), которая из-за упущенного дуралея-жениха вынуждена вспомнить о дипломе филологини и вернуться в ненавистную школу; к тому же нужно накопить на силиконовую грудь. Порция чистого незамутненного удовольствия.

Комментарии

Читать на эту тему