Плохой лейтенант
  • 26.11.09
  • 596

Плохой лейтенант

Bad Lieutenant: Port of Call New Orleans
Драматические фильмы, криминальные фильмы
Режиссер: Вернер Херцог
В ролях: Николас Кейдж, Вэл Килмер, Ева Мендес, Файруза Балк, Дженнифер Кулидж, Брэд Дуриф, Майкл Шеннон, Шон Хатози, Шиа Уигем
США, 2009, 121 мин.

Плохой лейтенант. Рецензия на фильм

Вернер Херцог всегда был странным режиссером - он один из лучших, но величие его никак не узаконено принятыми в киноиндустрии наградами; он безумен и разрушителен, однако его фильмы целостны настолько, что с трудом поддаются интерпретации; его выбор актеров, как и места действия слагают кино на стыке рационального и мистически-неопознанного, будь то покорение новой земли или попытка вывернуть наизнанку душу человека. "Кино происходит в голове зрителя", - говорил веятель новой немецкой волны Райнер Вернер Фассбиндер, режиссер поколения нервных 70х, поколения, к которому относят и Херцога, несмотря на обособленность и чрезмерную самодостаточность последнего. Херцог всегда хотел вернуть в кинематограф доверие к изображению, и это получалось у него как ни у кого другого. В каком бы уголке земного шара он ни снимал - в джунглях Амазонки или в российской глубинке, документальное или игровое кино, пространство его фильма всегда метафизично и достоверно настолько, что поневоле ощущаешь себя по ту сторону экрана.

Он всегда был номадом-исследователем, сумасшедшим путешественником. Он пришел из Мюнхена в Париж пешком, а на фестиваль в Каннах явился босиком на пару с одиозным актером по имени Бруно Эс. И в общем, что угодно, но мало кто мог предположить, как на старости лет Херцог вдруг примется за кино жанровое, голливудское, со всеми его канонами и правилами.

Споры и дискуссии о том, быть или не быть римейку знаменитого "Плохого лейтенанта" Феррары и том, римейк у Херцога получился или само собой созвучно вышло, можно смело назвать пустой тратой времени, поскольку не в этом суть. Феррара, конечно, предсказывал всей съемочной группе-2009 воспламениться в машине, а Херцог Феррару как первоисточник отрицает. При этом продюсером обоих фильмом выступил Эдвард Прессман, но даже этот факт будто в стороне и ничего не доказывает, ничему не мешает.

Местом действия Феррары был Нью-Йорк, в котором он видел воплощение необузданного греха с последующим искуплением. Херцога интересует опустошенный ураганом "Катрина" Новый Орлеан как выплеск наружу необузданных животных инстинктов, и в этом смысле танцующие игуаны и ползущие рептилии - своеобразная метафора резвого веселья на краю собственной могилы.

Плохой лейтенант. Рецензия на фильм

На роль неплохого, по сути, но весьма склонного к гедонизму парня Херцог выбирает Николаса Кейджа, актера весьма сомнительного, давно отвергнутого и критиками, и зрителем. Выбирает, будто доказывая, что его работа способна творить с людьми чудеса, а мания отыскать в Кейдже подобного Кински безумца окажется более чем оправдана. Примерно то же происходит с сюжетом. Безусловно, он отвечает заданным рамкам: экшн, любовь, саспенс, никаких поводов для скуки. Однако, даже наличие обычно сковывающих хороших режиссеров голливудских факторов не мешают Херцогу иронизировать, показывая, что ни сюжет, ни актеры, ни продюсер не способны мешать происходящему на экране, а значит и "в голове зрителя".

Итак, лейтенант полиции по фамилии МакДонах спасает тонущего в кутузке после наводнения заключенного, полагая, что ценой этому будут лишь 55 долларов за подаренные трусы. Однако, цена оказывается куда выше - дикие боли в спине, против которых есть сильные обезболивающие и не только. То ли от вселенской печали, то ли от желания прожить жизнь на полную катушку МакДонах не всегда чист, а точнее заводит себя и других в тупик, переступая не столько закон, сколько границы сострадания и совести. Как некогда в сокрушительном "Покидая Лас Вегас" герой Кейджа понимает, что никогда не бросит пить и в этом стремлении к смерти бесконечно честен с любящей его проституткой Сэрой, так и Теренс МакДонах не в силах соответствовать норме. Напротив, он всегда оказывается в зазоре между добром и злом, под вечным списанным на складе кайфом, несмотря на безумную любовь к продажной красавице (Ева Мендес).

Плохой лейтенант. Рецензия на фильм

Херцог по-настоящему издевается над привычными представлениями о морали, законе, обществе, отношениях.
Если любовь, то к накокаиненной агрессивной проститутке (Ева Мендес еще никогда не была так красива в своей ярости), способной, однако стать милой мамой.
Если отец с матерью, то неудачники, борющиеся с алкоголем.
Если преданность работе, то разделенная любовью к наркотикам.
При этом изображение внешне совершенно спокойно (камера не мельтешит, а скорее размеренно наблюдает; лица не врезаются в кадр, крупные планы сведены к минимуму; предметы не контрастируют друг с другом за счет светотени), но в каждом снимаемом отрезке творится настоящий хаос, как отрицание повседневности и заложенных шаблонов. В неожиданные моменты камера уходит под ноги, к машущему хвостом крокодилу или перемещается на стол к веселым игуанам. Сознание героя двоится, вызывая головокружение и у зрителя. Фильм сам словно рептилия - угрожающе страшен и красив, сжимает мертвой хваткой и пускает мурашки по телу, обрушивается словно лавина, застигая врасплох каждой минутой. И вот будто бы конец, и есть моменты недовольства, но мистическая необъяснимая сила заставляет крутить кино мысленно и дальше, не иллюзорно, а вот так, в реальности - под звуки машин, шумных поездов в метро, крики прохожих и тишину одиночества.

Нина Асташкина

Комментарии

Читать на эту тему

Bali Fashion Week
  • 24 августа 2008

Bali Fashion Week

WHO’S NEXT
  • 28 августа 2008

WHO’S NEXT