«Сказка про темноту»
  • 13.09.09
  • 615

«Сказка про темноту»

Жанр: драма.
Режиссер: Николай Хомерики
В ролях: Алиса Хазанова, Дмитрий Поднозов, Борис Каморзин, Екатерина Дурова.
Россия, 2009.

В городе Владивостоке одинокая инспекторша детской комнаты милиции Геля, милая изящная брюнетка с чуть затуманенным взглядом, живет, будто во сне, пока один маленький мальчик из неблагополучной семьи не заявляет ей простодушно, что она «сухая старая пи*дюлина». Геля записывается на бальные танцы, где ей необъяснимым образом никогда не достается партнера. Знакомится с разбитным гастарбайтером из «одной южной республики», который сбегает, увидев ее милицейскую форму. Отвергает, одновременно как бы провоцируя, грубые ожесточенные домогательства потного, толстого, неприятного коллеги, единственного, похоже, кто испытывает к ней настоящее чувство.

Второй полнометражный фильм Николая Хомерики, выпускника французской киношколы, работавшего ассистентом у Филиппа Гарреля и Лео Каракса, устроен еще более обманчиво, чем его дебют «977», где цитировался «Солярис» Тарковского и очень мало разговаривали. Самый востребованный сценарист молодого русского кино Александр Родионов оснастил тривиальный сюжет («хорошая, но несчастная тетка в тщетных поисках любви и тепла») «натуралистическими» чертами из арсенала Театра.doc. Например, мат здесь – не просто выразительное средство, а необходимый и достаточный способ передачи эмоций и состояний.

Но снятая камерой Алишера Хамидходжаева (оператора, скажем, таких разных фильмов, как «Бумажный солдат» Германа-младшего и «Все умрут, а я останусь» Гай-Германики), «Сказка про темноту» так же по сути далека от злободневной «чернухи», как и погружение в медитацию – от пьяной потасовки. И героиня (сыгранная чудесной красивой балериной Алисой Хазановой), и менты (при всей достоверности их поведения), и незадачливые Гелины ухажеры – на самом деле условные, «сказочные». Они – со всеми своими желаниями и муками, глупостью и тоской – лишь тени на фоне скучно-великолепного океана и унылых, бесконечных многоэтажек.

Хомерики, с его интровертной манерой и любовью к длинным планам, резонно называют «главным отечественным режиссером некоммуникабельности» (нарочито явная метафора таковой в фильме – грязная целлофановая пленка, через которую коряво общаются герои). Но он и не Антониони вовсе, в его случае кино оставляет по себе неуютную мысль, которой, однако, трудно всерьез сопротивляться: все, включая и страдание, и радость, в конечном итоге растворится в несущественном сне, в пустом означающем, в равнодушном пейзаже.


Комментарии

Читать на эту тему

Bali Fashion Week
  • 24 августа 2008

Bali Fashion Week

WHO’S NEXT
  • 28 августа 2008

WHO’S NEXT