Правила декана нью-йоркской школы Parsons Бурака Какмака, пришедшего из Kering и Swarovski развивать принципы устойчивой моды
  • 20.12.16
  • 1694

Правила декана нью-йоркской школы Parsons Бурака Какмака, пришедшего из Kering и Swarovski развивать принципы устойчивой моды

Весной 2015 года Бурак Какмак был назначен деканом Parsons, откуда помимо прочих выпустились Марк Джейкобс, основатели Proenza Schouler и Александр Вэнг. В студенчестве размышлявший о карьере дипломата, Какмак оказался сначала в Gap, затем в холдинге Kering (Balenciaga, Alexander McQueen) и Swarovski – вначале он отвечал за социальную ответственность, затем за сравнительно близкое по смыслу направление sustainable development, этичность и экологичность бизнеса.

Однако при наличии бэкграунда в корпоративном бизнесе, Бурак Какмак не перекашивает учебную программу в эту сторону. Наоборот, он утверждает, что с точки зрения карьеры возможная самореализация в искусстве и антропологии столь же важна, как и связь с индустрией в классическом понимании. Мы решили разобраться, чем Какмак живет и чем дышит.



«Я считаю, что выпускники играют ключевую роль в модернизации индустрии. У них больше возможностей сделать что-то иначе – они в отличие от холдингов и больших брендов не ограничены собственной уже сформировавшейся средой. Именно здесь мы и можем повлиять на будущих дизайнеров, ведь когда они попадут в профессиональную среду, что-либо менять будет уже значительно труднее».


«Как было прежде: студенты учились созданию вещей, конструированию, затем на практике, в полевых условиях, приобретали опыт в рамках бизнеса и только потом понимали, что им делать дальше. Наша же задача – создать возможности для связи не только с индустрией, но и с другими дисциплинами, относящимися к сфере моды: искусству перформанса, режиссуре и операторской работе, антропологии. Мы хотим, чтобы у студентов было более широкое представление о том, чем является мода».


«Студентов нужно учить полностью абстрагироваться от происходящего в индустрии, не беспокоиться о необходимости мгновенно встраиваться в существующие процессы. <...> Мы должны быть уверены, что студенты опираются на себя, смотрят на вещи незамыленным взглядом, без оглядки на клише, и постоянно сталкиваются с чем-то новым. Нужно ежедневно рассказывать им, что в сегодняшней моде можно сделать что-то по-новому. Для четырехлетнего отрезка студенческой работы это критически важно».


Sustainability, то есть этичность, экологичность и прозрачность – один из главных вопросов моды, связанных с обществом. Нам нужно так интегрировать его в учебную программу, чтобы говорить о нем в рамках более широких тем, вроде "Что такое осознанный подход к дизайну?" или "Каковы современные бизнес-практики?". Нельзя выделять его в обособленную сущность и говорить: "Это учебный модуль, посвященный этике и эко-ответственности – вам нужно его пройти. Как закончите, будете изучать другие дисциплины"».


«Существует ощутимая потребность в этичном и экологически ответственном производстве и бизнесе в целом – особенно в случае больших компаний. Уже нельзя сказать: "Я не контролирую этот этап производства" или "Я не знал". Уже никуда не спрячешься».


«Я сам ездил с фабрики на фабрику, чтобы понять, как вещи производятся, какие с этим связаны проблемы, и потом думал, какие мы можем предложить решения».


«Нуждаемся ли мы в таком количестве производимой одежды? Нет, само собой. Однако нельзя перекладывать ответственность исключительно на производителей: да, конечно, потребление подстегивается маркетингом, но конечное решение о покупке ведь принимает потребитель – нельзя обесценивать его силу. <...> При этом ведь нельзя сказать дизайнеру: "Ты должен выпускать меньше вещей". Мы, как разумные существа, не привыкли думать: "Мне нужно делать меньше". Поэтому необходимо понять, как мы можем уменьшить отрицательный эффект [при сохраняющемся масштабе производства]».


Комментарии

Читать на эту тему

Реклама