Портрет: Каспер Кениг, куратор Манифесты 10
  • 24.06.14
  • 1736

Портрет: Каспер Кениг, куратор Манифесты 10

Самым ярким культурным событием этого лета, безусловно, будет открытие международной биеннале «Манифеста 10», которая пройдет в Эрмитаже и Главном Штабе. Ее руководителем был выбран Каспер Кениг, куратор с мировым именем. В Петербурге ему удалось почти невозможное: вернуть интерес горожан к современному искусству. Мы, конечно, не могли упустить возможности поговорить с профессионалом такого уровня в надежде понять, что же нам делать с современным искусством.

Каспер Кениг, куратор Манифесты 10

Почему было решено провести юбилейную выставку «Манифесты» именно в Петербурге?

«Манифеста стартовала двадцать лет назад, после падения Берлинской стены, и ее первоначальной концепцией было связать западноевропейское искусство с восточным, тем, которое было недоступно во время холодной войны. Поэтому было важно провести эту выставку в России. В этом же году Эрмитажу исполняется 250 лет, и они пригласили нас. К тому же Эрмитаж – один из самых посещаемых музеев в мире, поэтому можно рассчитывать на большое количество зрителей.

Но Петербург считается очень классическим городом.

Однако революция произошла именно здесь (смеется).

Почему куратором выставки выбрали именно Вас?

Изначально было три кандидата на это место. Кто это был - секрет, но в итоге выбрали меня. Я сам этого не ожидал, потому что у меня было свое собственное, отличное от других видение этой выставки.

Эрмитаж – музей очень консервативный. Как вы планируете связать классическое и современное искусство в одних стенах?

Без прошлого нет настоящего. Поэтому здесь не может быть конфликта между разными эпохами, так как без одного не было бы другого. Это продолжение. На словах очень сложно объяснить всю концепцию, все будет понятно, когда выставка откроется. Но для тех, кто хорошо знаком с Эрмитажем, эта связь будет очевидна. Нельзя объяснить искусство, его надо уметь видеть и чувствовать.

Интервью с Каспером Кенигом в офисе Манифесты 10


Что бы Вы посоветовали людям, которые впервые знакомятся с современным искусством?

Не бояться спрашивать. Нужно задавать вопросы себе, почему это искусство и искусство ли это вообще. Человеку может не понравиться экспонат, и это заинтересует его. Он продолжит думать о нем уже после выставки, и так как он будет задавать себе вопросы, то позже к нему может прийти ответ.

Здесь вообще не существует глупых вопросов. Чем больше спрашиваешь, тем больше хочется узнать. Неинтересно смотреть на искусство, которое не оставляет вопросов. К тому же нужно научиться видеть. Быть открытым для новых ощущений. Многие люди знают о современном искусстве через интернет, а это неправильно. Искусство всегда надо смотреть собственными глазами. И уже после непосредственного знакомства с ним идти читать книги.

Какие эмоции по Вашему мнению должны появиться у посетителей?

Мысли о будущем. Причем о будущем не только искусства, но и своей жизни. Современное искусство проще современной жизни. Оно может быть простым для понимания, если научиться смотреть на него внимательно и критически. Так и в жизни. Не надо упрощать, надо ко всему относиться с участием, так можно достичь понимания полноты мира вокруг. Различные события и точки зрения делают жизнь интереснее, появляются оттенки, ведь не бывает ничего черно-белого.

Вообще, сейчас еще рано делать какие-то прогнозы. Выставка не может произвести изменения в сознании зрителя моментально. Нашей целью является долгосрочный эффект. После закрытия выставки жизнь будет продолжаться, и настоящие результаты от биеннале мы сможем оценить только через четыре-пять лет. Я бы хотел вернуться в Петербург в будущем и посмотреть, изменили ли мы что-то.

Мудборд в офисе Манифесты 10

Каких художников Вы бы выделили?

На выставке представлены как очень известные авторы, так и те, о которых зрители еще мало наслышаны. Здесь не так важны имена. Нужно самим идти и выбрать то, что близко именно вам. Прежде всего, важен вопрос качества произведения искусства. К сожалению, многие художники забывают об этом, все сейчас стремятся быть известными, а это слишком просто.

Напоследок хочется узнать, как сделать такую блестящую карьеру в арт-сфере?

Мне просто повезло (смеется). Я долгое время жил в Америке. Там я познакомился с очень многими художниками. В 1960-е годы в сфере искусства не было такого количества профессионалов, как сейчас. Я был восторженным энтузиастом. Впрочем, я до сих пор стараюсь сохранить у себя такой настрой.

Комментарии

Читать на эту тему