Сине Фантом
  • 15.11.06
  • 1205

Сине Фантом

Легендарному андеграундному киносообществу уже больше двадцати лет. «Сине Фантом» героически прошёл через депрессивные восьмидесятые, прекрасно-страшные девяностые, и бурно действует в условиях буржуазных нулевых. Понятие «параллельное кино», придуманное основателем движения Игорем Алейниковым, объединило очень разных режиссёров кинематографа и видеоарта. 24-26 ноября клуб «Сине Фантом» и арт-центр «Берег» устраивают первую в Петербурге большую ретроспективу параллельного кино. По сути, долгожданный фестиваль неоднозначной постсоветской «новой волны».



В кинозалах « Родины » и в клубе « Грибоедов » пройдут обсуждения просмотренного при участии авторов, и, конечно, кинопоказы. Изрядное количество короткого кино покажут в подборке лучших работ молодого фестиваля « Селекция », а также в программе «Короткий метр non stop». Главное событие – ретроспективы синефантомовских «звёзд», чьи имена уже давно во всех соответствующих энциклопедиях. Это наглядная, в серии кадров, история явления под названием « Сине Фантом ».



История началась в московском и ленинградском художественном подполье начала-середины 80-х, на квартирных просмотрах снятых на 18-миллиметровую плёнку фильмов братьев Алейниковых, Евгения Юфита, Бориса Юхананова, Сергея Бугаева (Африки) и других. В 1985 году Игорь Алейников , энтузиаст и подвижник киноавангарда, выпустил первый номер рукописного самиздатовского журнала Cine Fantom , посвящённого истории и теории кино. Сейчас « Cine Fantom » справедливо считают советским «Cahiers du Cinema», фундаментальных времён Базена и Годара. Через два года журнал стал выходить более-менее регулярно, в машинописном варианте. Одиннадцать номеров, вышедших до 1991 года, - не только хроника отечественного параллельного кино, но и теоретические исследования, например, переводные работы Йонаса Мекаса и Нам Джун Пайка или статей наших знаменитых киноведов Сергея Добротворского и Михаила Трофименкова. Всё это в скором времени Ad Marginem издаст в виде книги.



На излёте перестройки авангардное кино « Сине Фантома », наряду с популярным питерским некрореализмом, становится объектом широкого интереса и в доживающем последние месяцы Советском Союзе, и, разумеется, на западных кинофестивалях. Второй же фестиваль параллельного кино в Ленинграде проходит уже при поддержке Союза Кинематографистов – подлинный сюр по меркам середины 80-х. Борис Юхананов создаёт Мастерскую Индивидуальной Режиссуры – уникальную авторскую школу-лабораторию, первый этап творчества многих ныне известных режиссёров отечественного «арт-хауса».



В марте 1994 года происходит внезапная трагедия: в авиакатастрофе погибает Игорь Алейников, несомненный лидер и идеолог «парллельщиков». Через полтора года открывается клуб «Сине Фантом» и продолжает работать (правда, с перерывами) до сегодняшнего дня. Каждую неделю проходят показы «современного российского альтернативного кино и видео, ретроспектив отечественного и западного авангарда». Обязательный элемент – коллективное обсуждение фильмов. Довольно долго программы клуба показывались в Музее кино. Однако в 2002 году Музей отказывает «Сине Фантому» в сотрудничестве из-за недовольства скандальной программой «Лучше порно, чем никогда», курируемой Андреем Сильвестровым. В дальнейшем площадка кинопоказов - клуб «Дом», а теперь – «Фитиль».
У нас « Сине Фантом » в ноябре покажет не только текущее кино-видеоискусство, но и ретроспективы своих выдающихся режиссёров.


Da-seiner


Программа показов :

«ДНИ СИНЕ ФАНТОМ В ПЕТЕРБУРГЕ: параллельное кино СССР и независимое российское кино»

Подробнее о Днях «Сине Фантом» в Петербурге на be-in.ru


Читайте так же на be-in :

Мультимедийный фестиваль «Осень#» в ЦСИ

Василий Шумов и «Центр» в клубе Decadance

Комментарии

Читать на эту тему