Московская биеннале современного искусства
  • 20.03.07
  • 224

Московская биеннале современного искусства

Американское видеоискусство в начале третьего тысячелетия на второй московской биеннале.


Несмотря на то, что биеннале превратилась в буханнале ещё в поезде, следующем по маршруту Санкт-Петербург – Москва, посетить основные выставки журналистам be-in все же удалось.


Центром видеоискусства стал четвертый этаж ЦУМа. Проходя сквозь потреблятский рай первых трех и мучительно ища нужную комнату на четвертом, посетители невольно заглядываются на прекрасные пальто тысяч эдак за 60 и пытаются не отвлечься от главной на сегодня задачи – искусства.


В огромном темном помещении с разных сторон раздаются непонятные звуки. Кое-где из темноты высвечиваются экраны для проекторов и телевизоры. Пройдя всего 2 шага, ты погружаешься в абсолютно не интеллигибельное пространство. Требуется минимум минуты три, чтобы понять, где ты, зачем ты здесь и, собственно, кто ты вообще.


Очень много работ, и на каждую надо потратить время, поэтому посещение ЦУМа занимает часа 2-3 у заинтересованных в искусстве посетителей. Оказывается, что даже произведения, снятые на 16 мм, тоже называются видеоартом. Что по сути своей, конечно, абсурдно. Таких в ЦУМе оказалось два: невероятной красоты «Мягкие материи» и работа молодого английского видео-художника, наглядно демонстрирующая немой язык немого кино.


Московская биеннале современного искусства Запомнилась и вдохновила на новые подвиги работа Klara Liden “Paralyzed”. В полупустом вагоне метро девушка пляшет, скачет, устраивает настоящий слэм в одиночку и разве что не летает. Парализованные – те немногочисленные люди, что едут в том же вагоне. Они старательно делают вид, что ничего необычного не происходит. Потому что с детства знают, что смотреть во все глаза на кого-то, отличающегося от них (сумасшедшие, калеки и т.д.), нельзя - это неприлично. Отличной иллюстрацией нашей культуры, лозунг которой «Потребляй или сдохни», стало произведение Mike Bouchet. На двух сковородках повар с упоением готовит фотоаппарат, книжку и предметы одежды.


Искусство, критичное по своей сути, неотъемлемая часть современной культуры. Просто наслаждаться красотой или гармонией у нас не в почете. Это считается признаком мещанского вкуса, а потому и отвергается. С другой стороны, функции критики и самокритики сегодня остаются только за искусством. Видеоарт – одна из простейших форм их проявлений. И, оценивая разнообразный (от высокого до ширпотребного) уровень работ на воторой московской биеннале, можно предположить, что вполне возможно появление вашего видеотворения на третьей. У нас же каждый человек – художник.


Саша Ахмащина.

20.03.2007



Также читайте в журнале BE-IN:

Московская биеннале современного искусства

Vertical. Международный арт-фестиваль пластических театров

Комментарии

Читать на эту тему