Catch the Look. Урок 9. Выбрать фокус - вот, в чём фокус!
  • 28.10.12
  • 675

Catch the Look. Урок 9. Выбрать фокус - вот, в чём фокус!

Есть только одна вещь, которую начинающие фотографы теряют чаще, чем крышку от объектива. Это фокус

Проект Catch the Look продолжается. Если за прошедший месяц вам удалось освоить хотя бы половину из того, о чём мы успели поговорить, то, скорее всего, вы уже изрядно устали. Тем не менее, продолжайте фотографировать. «And in the end, the love you take is equal to the love you make», – пели парни, которых вы видите на снимке (заметили фотоаппарат в руках Ринго? Это Pentax). Отдайте фотографии всю свою любовь, и она ответит вам взаимностью. Спустя некоторое время, конечно.

Для того, чтобы вы могли немного расслабиться, этот урок мы открываем не совсем обычно: снимком, сделанным очень и очень давно, когда Джон Леннон был ещё жив, а цифровых фотоаппаратов с автоматической фокусировкой и большими видоискателями не было и в помине.

Beatles и PentaxГруппа Beatles. Имя фотографа уточняется.

Когда-то Ринго Старру приходилось наводить резкость вручную, глядя в небольшой видоискатель. Кстати, объективы были хорошими и в те времена, так что если у кого-то осталась папина камера, смело снимайте с неё объектив и накручивайте на современный беззеркальный Pentax К-01, он совместим не только со всеми собственными объективами, но и с K-42, 645, 67. Сразу увидите, что сегодня дела обстоят куда проще.

Видоискатели стали большими, системы фокусировки автоматическими, а фокус в работах начинающих фотографов обнаружить удаётся не всегда, несмотря на то, что работа с резкостью и есть "выделение главного", о важности которого мы говорили в предыдущем уроке.

Выделение резкостью всегда однозначно, хотя, возможно, и не так выразительно как выделение светом. Если использовать их одновременно, то фотография становится многослойной, как снимок группы Beatles, где фокус на камере в руках Ринго, но есть и белая, отражающая свет, рубашка Джона. Линия фоторемешка соединяет эти выделения и приглашает подробно разглядеть фотографию, насыщенную деталями: недокуренная сигарета, след от оторванной пуговицы и кирпичные дворы. Снимок превращается в увлекательный рассказ.

Точка фокуса – самое "резкое" место на снимке, фрагмент фотографии, который буквально командует: "Смотреть сюда!". Стоит выделить всего несколько бусинок, и зритель невольно начнёт разглядывать вышивку. 

Неясность на фотографиях появляется, когда автор не знает или никак не может решить, что же он в конце концов хочет показать, и уходит с появлением у фотографа собственного видения.

Правило №1: прежде чем сделать снимок, решите, что вы снимаете и убедитесь, что ваша камера сфокусирована там, где вам нужно.

Выделение резкостьюМаксим Зайцев для be-in.ru. Серия "AFW. Где купить?".

Правило №2: изучите свой фотоаппарат. Современные камеры для "продвинутых" пользователей снабжены и многозонными автоматическими системами, предлагающими возможные точки фокуса, и традиционными системами ручного назначения зоны резкости. Обе системы способны давать неплохой контроль над ситуацией. Остальное зависит от вас.

Вы и ваша камера должны научиться быстро и единодушно выбирать точку резкости. Как только ваше видение и видение вашего фотоаппарата совпадут, зрители станут  понимать вас с фотографического "полуслова".

Подсказка №1: чем ниже значение цифры, выставляемой для диафрагмы (чем шире она открыта), тем ниже глубина резкости.

Чтобы добиться чёткого выделения какой-то детали и постепенного красивого размытия, откройте диафрагму пошире (или используйте режимы "Макро" и "Портрет").

Если же в снимке, который вы задумали важно всё (в модной фотографии, правда, такое встречается редко), закрутите диафрагму посильнее или используйте режим "Пейзаж".

Подсказка №2:  размывая ближний план, можно показать объем пространства и создать "эффект присутствия".

Выделение резкостьюАлексей Григорьев для be-in.ru. Серия "Мужские костюмы".

Сказанное сегодня многим может показаться слишком простым. Если и вы так думаете, не поленитесь и проверьте себя. Переберите снимки. Посмотрите, на каждом ли из них есть фокус, и находится ли он там, где вы предполагали. Если вы не фотограф-профессионал, то скорее всего окажется, что совпадений очень мало, и это значит, что пора брать в руки камеру и отправляться на поиски и "фокуса", и собственного фотографического языка, на модном наречии именуемого "стилем".

Удачи вам в ваших поисках. И до новых встреч!

 

Узнать больше о возможностях фотоаппарата Pentax K-01

Комментарии

Читать на эту тему