• 21.05.11
  • 1274

Человек.doc - исповеди на сцене

Захватывающие документальные спектакли театра "Практика" о культурных героях с ними же в главных ролях

Проект "Человек.doc" был впервые представлен в сентябре прошлого года, на фестивале "Текстура" в Перми. Затем моноспектакли героев современной культуры, за исключением художника Кулика и драматурга Гельмана, монологи которых произносят актеры, - на сцене столичных театров "Практика" и "Мастерская". Сама идея (увлекательная исповедь, рассказ значительного человека о самом себе) - есть, вероятно, некоторый промежуточный, но важный итог развития документального театра и вообще "новой драмы" здесь в предыдущее десятилетие, развития, которое происходило благодаря в том числе и "Практике", основатель которой Эдуард Бояков - автор идеи "Человека.doc", наряду с Алексеем Паперным, основателем знакового московского клуба "Китайский летчик Джао Да".

Модная техника "вербатим" (прямая или озвученная актерами речь "простых людей") исследовала социальные группы, сообщества и касты. Популярностью чаще всего пользовались маргиналы - бомжи, джанки, субкультурные подростки, гопники, разные "экстремисты" и т.д. Смысл тут понятный и благородный: впустить в законсервированное пространство театра "лишенных доступа", дать голос безъязыкой улице, поставить некий диагноз состоянию общества. Нынешний же проект отвечает высказанной Бояковым потребности выслушать "героев", побудить субъекта искусства говорить о себе самом и мире вокруг.

Десять представлений-интервью "Человека.doc" совсем не похожи на набившую оскомину доверительную якобы задушевность а-ля Гришковец или на двусмысленный жанр "встреча с интересным человеком". Каждый из героев не просто травит байки, но предстает в нетипичном свете, трансформирует сложившееся представление о себе в нечто новое. Личные истории, размышления и воспоминания художников, поэтов, музыкантов тут переработаны современными русскими драматургами (Германом Грековым, Юрием Муравицким, Владимиром Забалуевым, Евгением Казачковым, Борисом Павловичем) в максимально не традиционные, "вербатимные", но все-таки пьесы.

Напомним, кто герои документалього проекта "Человек.doc".

Олег Кулик

Художник, трикстер и хитрец, один из главных героев московского акционизма первой половины 90-х, международная арт-звезда. В прошлом ассистент радикала Бренера, "человек-собака", автор десятка потрясающе убедительных акций, сегодня Кулик напоминает постмодернисткого графа Толстого, воспроизводит свои и чужие перформансы двадцатилетней давности и проповедует некий "художественный оптимизм".

Фото http://solgallery.ru/exhibitions/204

"Игра на барабанах", 20 мая.

Гермес Зайготт

Синтетического плана деятель - музыкант, играющий на диковинных инструментах вроде тайского кане или "корня звука", перфомер, новый битник, тусовщик и много кто еще. Жил в США, где прошел положенные "огонь и воду" (работа таксистом, тюрьма, дурдом). Видный борец за легалайз. Постоянный герой фоторепортажей рейверского "Птюча", где Зайготт фигурировал с зеленой бородой, например. В спектакле речь пойдет о маршрутах путешественника в Америке - более подходящего для этой темы персонажа представить трудно.

Фото http://www.openspace.ru/photogallery/18130/220538/

"Невероятное путешествие Гермеса Зайготта в Америку", 21 мая

Александр Петлюра

Тоже важнейший персонаж перестроечного и постсоветского андеграунда, по сути первый в Союзе авангардный модельер, хозяин легендарного сквота "Заповедник искусств" на Петровском бульваре, коллекционер антикварной одежды, первооткрыватель (наряду с Жанной Агузаровой) Тишинки, клондайка тогдашних модников, неутомимый и убежденный апостол альтернативной культуры.

Фото http://www.afisha.ru/article/model-eri-sovetskogo-sojuza/

"Театр-хуятр на славянский, блядь, манер", 22 мая

Ольга Дарфи

Одна из ключевых фигур молодой "новой волны" в театре, документальном кино, телевидении. Сценарист, режиссер, автор пьес для "Театра.doc", телефильмов "Закон о наркотиках", "Хакер". Темы фильмов и постановок в прошлом "пригламуренной девочки с Садового кольца" (согласно самоопределению) - шахидки, национализм, работа силовиков, быт пиарщиков и т.д. - то есть злободневнейшая картина сегодняшнего общества.

Фото http://www.cityspb.ru/event-458941/0/

"Смутный объект разведки или чистая вата", 23 мая

Владимир Мартынов

Современный композитор, отнюдь не изолированный в академически-авангардном пространстве. Кроме сочинительства, исследования древнерусского богослужебного пения и организации собственного ежегодного фестиваля, делает инсталляции и прочее мультимедиа, сотрудничал с массой разных людей - от поэта-концептуалиста Льва Рубинштейна до музыканта Леонида Федорова. Кроме того, признанный теоретик и философ музыки, способный определить текущее состояние серьезной музыки не хуже Адорно.

Фото http://ptj.spb.ru/blog/utkonos-martynov-ili-v-ozhidanii-novogo-paleolita/

"В конце было начало", 24 мая

Олег Генисаретский

Философ, мистик, искусствовед, специалист по туманно для непосвященного звучащим антропологическим вопросам. Духовно родом из эзотерического круга советских 60-70-х - читателей Гурджиева, выгоняемых из научных институтов за "антипартийность", Московского Методологического кружка (в который входили Шедровицкий, Мамардашвили и другие заметные философы). Генисаретский, обладатель острого чувства юмора, завидной памяти и упорной воли к истине - живой и здравствующий представитель интеллектуального подполья канувшей советской империи.

Фото http://www.flickr.com/photos/s4d/5418955887/

"Внутренняя одиссея", 25 мая

Александр Гельман

Важный советский драматург, написавший несколько вещей - среди прочих "Чокнутая" и "Мы, нижеподписашиеся" - по которым мы сегодня можем понять немало о мертвенно стабильной брежневской эпохе. В годы заката и конца СССР общественный деятель либерального толка - в частности, один из авторов неоднозначного "Письма 42-х". Отец галериста Марата Гельмана. Но в постановке "Практики" все это не особо важно: Александр Исаакович, типичный интеллигент шестидесятник, ребенком переживший весь кошмар нацистского гетто, поведает зрителю о детстве, старости и смерти.

Фото http://www.vashdosug.ru/theatre/performance/463372/

"Последнее будущее", 26 мая

Бронислав Виногродский

Китаевед, перевел на русский "Книгу перемен", "Дао Дэ Цзин", труды Конфуция, Чжуан-цзы и огромное количество древнекитайских текстов, а том числе даосских трактатов. И внешне, и по темпереаменту меньше всего похож на сухаря-филолога: в числе прочего энтузиаст чайной культуры, привезший в Москву разные пуэры и молочные улуны в середине 90-х, задолго до возникновения модного ажиотажа вокруг чаепитий.

Фото http://www.fishup.ru/albums/p/lid/50/lid/100/oid/18942791

"Исцеление переводом", 27 мая

Андрей Родионов

Поэт-панк, брутальный дар которого в числе основных литературных открытий сумбурных нулевых. Урбанистическая, жесткая и одновременно трагически тонкая, его лирика очень плотно соприкасается с тем, что делают "новые драматурги". И там, и здесь - неприкаянность современного мира, маргинальность как судьба, правда обитателей окраин мегаполиса.

Фото http://gallery.vavilon.ru/img/portraits/rodionov07/id_922/

"Красилка поэта Андрея Родионова", 28 мая

Смоки Мо

Один из главных персонажей отечественной хип-хоп-сцены. В миру Александр Цихов, петербургский рэпер нервно и мрачно читает про "посаженную печень и прокуренные легкие". Спектакль Смоки Мо - трогательная исторя взросления пацана из Купчино.

Фото http://forum.centrgroup.ru/drugie_tusovki/6920-4_dekabrya_2010_moskva_klub_pipl_koncert_smoki_mo.html

"Круги на полях", 29 мая

Комментарии

Читать на эту тему