Как и зачем H&M развивает принципы этичной моды
  • 11.10.16
  • 6271

Как и зачем H&M развивает принципы этичной моды

Раннее мы писали об устойчивой моде, но в контексте малых марок, чьи тиражи едва превышают 100 единиц на модель. Обычно их возможности ограничиваются тщательным подбором материалов и пошивочных цехов для производства.

Другое дело – крупные компании, чьи бизнес-установки, на первый взгляд, противоречат принципам этичного отношения к моде. Однако чем больше возможностей, тем больше ответственности. Здесь уже решаются более сложные вопросы – порой на государственном уровне: стимулируется развитие натурального хозяйства, перестраивается работа фабрик, финансируются научные разработки.

Еще один момент – соотношение цены и качества. Малые марки, исповедующие принципы устойчивой моды, вынуждены продавать вещи по довольно высоким ценам, а ассортимент зачастую остается скудным. Крупные же компании должны оставлять цены приемлемыми, а модельные ряды разнообразными.

О том, как внедряются принципы устойчивой моды, нам рассказала Юлия Булгакова, руководитель отдела по связям с общественностью и прессой H&M Россия.


«Компания H&M долгое время работала с бизнес-установкой: «Мода и качество по оптимальной цене». В прошлом году концепция дополнилась: «Мода и качество по оптимальной цене с заботой о человеке и окружающей среде». Этот принцип давно интегрирован в рабочие процессы компании, в принципы выбора производства, но об этом не говорилось так громко. С 2015 года мы стали активнее заявлять о важности устойчивого развития моды, потому что в данном направлении сделано уже много шагов.

Каждый апрель у нас выходит отчет по работе в направлении устойчивого развития Sustainability Report, в котором мы рассказываем о результатах, достигнутых за год. В 2016 году выходу отчета предшествовала неделя по переработке World Recycle Week. Мы поставили себе цель за неделю собрать на всех 64 рынках H&M 1000 тонн одежды. Россия собрала 70 тонн, тем самым перевыполнив наш план.


Переработка материалов

Главная задача H&M, связанная с sustainability – это замкнуть производственный цикл. Мы производим материалы и одежду, продаем ее в наших магазинах, люди ее покупают, носят и потом, скорее всего, выбрасывают. Это линейная модель. Наша задача – ее замкнуть. То есть мы произвели вещь, продали, ее купили, поносили, а потом отдали нам же на переработку.

Инициатива по сбору одежды в H&M существует с 2013 года. Более того, H&M была первой компанией, которая стала принимать одежду на переработку по всему миру. Вещи можно сдавать в любой магазин H&M, в любом количестве и любого качества. Исключение составляют кожаные и меховые изделия, потому что еще не придумали адекватной технологии по переработке этих материалов.

В магазинах пакеты не раскрывают, вещи не сортируют. Мы их принимаем и транспортируем в немецкую компанию I:CO, которая занимается переработкой материалов. Там распределяют одежду по четырем направлениям. Пригодные к носке вещи отдают в комиссионные магазины: винтаж и секонд-хэнд. Непригодные – используют для промышленных целей, например, для мытья машин. Если же материал не подходит и для этого, его отправляют на измельчение. Вещь измельчают до пыли, прессуют и отправляют на производство, где из нее делают новое волокно. Последнее направление – переработка вещей для получения энергии.

В начале октября у нас выходит коллекция, которая создана полностью из переработанного денима Close the Loop, собранного именно в магазинах H&M.


Использование органических материалов

Кроме переработанных мы используем органические материалы. В сотрудничестве с организацией Better Cotton Initiative компания H&M поддерживает фермеров, которые выращивают хлопок органическим способом. Они не увеличивают свои результаты с помощью использования вредных химических удобрений, а также по минимуму затрачивают ресурсы: землю, воду и электричество. Они отказываются от этого в пользу естественного способа выращивания хлопка.

Наша цель – к 2020 году перейти на полное использование органического хлопка. В 2015 этот процент составлял 31. Все вещи из органического хлопка и из переработанных материалов отмечены зеленым ярлыком Conscious, которые всегда можно увидеть в регулярном ассортименте марки.

Также в производстве мы используем ткани из эвкалипта и бамбука. Эти растения быстро растут и с минимальным затратами воды и энергии. После того, как их срубили, они легко вырастают заново. Контроль за вырубкой лесов для производства осуществляет третья сторона – независимая организация Forest Stewardship Council (FSC).


H&M Foundation

Также существует фонд H&M Foundation, который занимается вопросами образования детей, поддержкой женщин, и проблемами чистой питьевой воды в Бангладеше, Камбодже и Индии, где в том числе расположены наши фабрики-поставщики. H&M Foundation не является коммерческим проектом и изначально финансируется семьей Перссонов – основателями и владельцами компании H&M.

Важно отметить, что H&M не принадлежит ни одна фабрика, мы работаем только с поставщиками. Основная деятельность компании, начиная с 1947, сфокусирована на дизайне и ретейле. Товары производятся на независмых фабриках, которые являются партнерами H&M и с которыми мы работаем в плотной связке.

Когда являешься сторонним заказчиком, некоторые вопросы проще регулировать. Возвращаясь к деятельности H&M Foundation, в Бангладеше, Индии, Эфиопии мы активно работаем с правительствами по вопросам выработки справедливой оплаты труда. Карл Йоханн Перссон, президент компании, регулярно встречается с представителями властей этих стран. Фабрики-поставщики проходят постоянные аудиторские проверки, которые выявляют, используется ли детский труд, достойные ли условия работы и оплата труда. Каждый год требования к фабрикам повышаются.


Global Change Award

Одна из последних и очень важных инициатив H&M, связанных с sustainability, – это учреждение премии Global Change Award. Мы проводим конкурс на инновационные проекты, которые могут изменить модную индустрию в лучшую сторону. Это проекты по экономии ресурсов, по переработке. H&M Foundation выделяет 1 миллион евро для пяти победителей премии. Они разделяют этот миллион между собой согласно местам, которые им отдает открытое зрительское голосование, то есть первое место – 300 тысяч евро, второе – 250 тысяч, третье, четвертое и пятое – по 150 тысяч евро.

Первый Global Change Award был масштабной кампанией, в которой приняли участие инноваторы далеко не только из тех стран, где представлен H&M. Заявки прислали из 112 стран, и их было более 2500. Экспертное жюри, в состав которого входили в первую очередь научные деятели, выбрали пять проектов, их презентации были выложены на сайте globalchangeaward.com. В течение недели, в начале февраля 2015 года, все могли проголосовать за ту, которая понравилась больше всего. Церемония награждения проходила в Стокгольме, а призы вручала кронпринцесса Виктория. Вместе с церемонией было проведено несколько открытых панельных дискуссий, на которых обсуждалось влияние инициативы H&M Foundation на дальнейшее развитие модной индустрии. Там выступали разные спикеры – и оптимистично настроенные, и пессимистично, и реалистично. Звучали разные мнения. Но все, так или иначе, пришли к одному выводу: мы должны что-то менять.

Среди победителей первого Global Change Award был, на мой взгляд, очень интересный проект выращивания специальных микробов, которые перерабатывали бы полиэстер. Другой проект – создание новых материалов под водой с помощью особого вида водорослей. Также был проект по производству ткани из цитрусового жмыха. Еще была идея единой сети для фабрик, у которых остаются какие-то производственные отходы, и дизайнеров, которым нужны такие материалы. Последний – один из моих любимых проектов. Его руководитель рассказывала на церемонии, что она работает над ним около 4-5 лет параллельно со своей основной деятельностью – преподаванием на математическом факультете. За это время она родила двоих детей и свой материнский капитал пустила на поддержку проекта. Это показательно – человек верит в успех и занимается действительно своим делом. Иначе не работает.

Девушка из Италии, представившая проект по переработке цитрусовых отходов, рассказывала о том, что когда ее проект вошел в финал и многие узнали о нем, ей стали приходить сообщения из серии: «Вы знаете, я каждое утро выдавливаю сок из апельсинов. Я могу вам эти отходы передавать?» Она же им объясняла, что речь идет об отходах производственных масштабов. Это был такой забавный момент.

Практически все проекты делаются инициативными группами молодых людей, которые параллельно со своей основной работой в свободное время, по вечерам, ими занимаются. А главная задача H&M Foundation – в том, чтобы эти проекты реально начали работать. Был создан специальный акселератор при Королевском технологическом институте (KTH Royal Institut of Technology), который курирует все пять проектов в течение года, связывает их с нужными организациями. Результаты уже есть. Например, команда, которая придумала сеть, связывающую фабрики и дизайнеров, получила поддержку ряда азиатских производств, они готовы делиться своими остатками. Однако задачи сделать это за один год нет – проекты разрабатываются на долгосрочную перспективу. Здесь все реально смотрят на вещи».


Комментарии

Читать на эту тему

Реклама