Модный Петербург. Часть первая 1900-1940
  • 11.10.10
  • 2619

Модный Петербург. Часть первая 1900-1940

Осенью 2010 года петербургская неделя моды «Дефиле на Неве» сменила адрес, перебравшись с Университетской набережной в самый центр Петербурга в отреставрированное здание дома Северовых на Гороховой, 47

Это натолкнуло нашу любознательную редакцию на размышления о координатах, определяющих и определявших модную жизнь Петербурга в XX веке.

1900-1910

Башня поэта Вячеслава Иванова. Модный Петербург. Таврическая 35

«Башня» поэта Вячеслава Иванова – одно из знаковых в начале прошлого века мест для петербургских художников, писателей, поэтов, ученых, актеров, революционеров и студенчества. С 1905 года в угловой башне на последнем этаже дома 25 (ныне – 35) Таврической улицы по средам собирались все главные действующие лица Серебряного века, чтобы обсуждать вопросы современности, читать стихи и доклады, показывать спектакли и просто общаться.


Зинаида Гиппиус, одна из постоянных гостей "Башни"

«Пенаты» в Репино (Куоккала). Дом художника и талантливого преподавателя Ильи Репина стал культурным центром рубежа веков: сюда приезжали ученики Репина, писатели, поэты, музыканты, среди которых Бродский, Шаляпин, Горький, Куприн, Есенин и Маяковский.


Театр-сад «Аквариум» на Каменоостровском (на месте современных домов № 10 и 12). С появлением на его территории здания из стекла и железа с ресторанными столиками стал местом, где собиралась обеспеченная публика: в «Аквариуме» давали модные тогда представления в духе кафешантанов. Позже в саду построили огромный по тем временам театр-варьете на 300 столиков, где выступали Панина, Вяльцева, Фабиани, цыганские хоры Шишкина. В 1907 году здесь проходил один из первых в истории России конкурсов красоты, а спустя пять лет открылся первый в стране искусственный каток. В «Аквариуме» регулярно происходили балы, фейрверки, массовые гуляния, а его посетителями были Блок, Куприн и Горький.

На открытой эстраде сада "Аквариум" выступали хор, "шантанные" артисты Мотре, Одео; здесь же состоялся первый в России киносеанс.


Поэты, писатели, художники, актеры, гости всех модных салонов были также и авторами заметок о моде: Белый, Карсавина, Бакст и другие выражали в журналах и газетах свое мнение о моде в России. Спустя некоторое время все нараставший интерес к этой области привел к появлению новой профессии – художника-модельера; кроме того, множество известных художников иллюстрировали модные журналы.
Интересная тенденция: как и сегодня, одна и та же, хоть и многочисленная, группа людей, кочевала из одного места в другое – мир, похоже, был тесен всегда.

На Невском, 24 еще с 1841 года работало первое в России кафе «Доменик» (его владельца звали Доменик Риц-а-Порт). Отличавшееся от ресторанов своей демократичностью, оно привлекало студентов и небогатую публику: в кафе можно было поесть за небольшие деньги, просто "посидеть" выпить кофе или поиграть в домино. Кафе закрылось в 1917 году.

1910-1920

Загородный ресторан «Вилла Родэ» на пересечении Строгановской улицы и Новодеревенской набережной (сейчас – Академика Крылова и Приморский проспект соответственно), открытый в 1908 году предпринимателем А.С. Родэ, был модным местом, куда приезжал "кутить", среди прочих, Распутин. Летний театр и ресторан на веранде – не все, чем славилась «Вилла»: говорят, что там же были «номера», где отдыхали представители золотой молодежи и секретные погреба с алкоголем. «Вилле Родэ» посвящал строки Блок, завсегдатай ресторана. На вилле выступали артисты, проходили кинопоказы, кроме того, популярным был и сам ресторан с накрахмаленными скатертями, хрусталем и всеми атрибутами шика.

Кабаре «Бродячая собака», с 1911 года работавшее на площади Искусств, 5 (ранее – Михайловской площади), было открыто А.Н. Толстым, Добужинским, Судейкиным, Сапуновым, а также актером Прониным, чтобы принять в своих стенах художников, писателей, поэтов, музыкантов и актеров. В «Собаке» устраивались вечера, лекции, встречи, пения, пародийные выступления. Несерьезный дух кабаре привлекал Ахматову, Гумилева, Мандельштама, Бальмонта, Каратыгина, Карсавина и многих других. После закрытия "Бродячей собаки" в 1915 году ее эстафету принял "Привал комедиантов" на Марсовом поле, 7. В этом, уже с платным входом, кабаре, была постоянная труппа артистов, демонстрировались пародии на темы, волновавшие современников.

Кроме того, публика любила кататься на американских горках в Луна-парке на Офицерской улице, 39 (сейчас эта территория относится к академии им. Лесгафта).
Творческая элита Петербурга регулярно собиралась в салоне Сологуба, чаще всего по воскресеньям. Блок, Гиппиус, Добужинский, Иванов, Ремизов, Щеголев, позже Ахматова и Кузмин читали здесь свои новые произведения – выслушивали критику. Позже у Сологуба начали устраивать костюмированные вечера, а, ранее исключительно литераторский круг, расширился за счет актеров и музыкантов.

Огромной популярностью до революции пользовались кинотеатры, которых к 1915 году в Петербурге было 156. Самыми модными и дорогими были «Пикадилли» (теперь – «Аврора»), закрытая сейчас и работавшая ещё какие-то пять лет назад «Паризиана», «Сплендид-палас» (нынешняя «Родина»). После 1917 года многие кинотеатры были переименованы, закрыты или сменили профиль и репертуар.

Буквально в течение года в здании «Пассажа» работало кабаре «Уголок» (располагалось на углу с Итальянской). В «Уголке» выступали Липковская, Морфесси и Шаляпин. В 1916 году кабаре было закрыто из-за нарушения закона об обороте алкоголя.



Что касается новых модных журналов, то в середине 1910-х годов в Петербурге начал издаваться уже советский по содержанию и духу журнал «Работница» (выпускался по инициативе Ленина). После 1917 года он стал выходить еженедельно.

1920-1930


«Театр-Буфф» в Измайловском саду представлял собой увеселительное заведение с открытой сценой, на которой выступали шантанные певицы-француженки, хоры цыган, мастера комедийного жанра. Многие номера были весьма эротическими: театр имел такую же популярность, как и «Аквариум», и «Вилла Родэ». На сцене «Театра-Буфф» пели Утесов, Орлова, Грановская и другие звезды.

В "Доме искусств" на углу Мойки и Невского многие поэты и художники, натурально, жили

Дом искусств, литературное общество, заседало с 1919 года в здании на углу Невского и Мойки: Ахматова, Блок, Горький, Замятин, Маяковский, Петров-Водкин и другие деятели искусства решали здесь проблемы своих коллег. Многие жили прямо в Доме: Гумилев, Грин, Зощенко, Мандельштам... В «Доме искусств», как и в работавших ранее кружках и объединениях, читались стихи, проводились публичные дискуссии на животрепещущие темы, организовывались концерты и вечера: творческие люди жили, общаясь и обмениваясь мнениями. Всеобщее непонятное и неопределенное постреволюционное состояние давало богатую пищу для размышлений гостям Дома.

За пропаганду здоровья тела и духа среди простых советских граждан отвечал журнал «Крестьянка»: основанный отделом по работе среди женщин ЦК РКП (б) он воспитывал в женском населении любовь к чистоте и опрятности. В тот же период начинает издаваться модный журнал «Ателье», в работе над которым принимали участие все те же Кустодиев, Бакст, Грабарь, Бенуа, Петров-Водкин, Ахматова, Сологуб и другие.




1930-1940

Фаина Раневская. Модный Петербург
Приятельница Ахматовой Фаина Раневская

Еще к концу НЭПа все кабаре были официально закрыты, но продолжали свою жизнь на частных квартирах интеллигенции. «Веселые» вечера теперь приобрели более удобоваримую форму и стали проводиться в Ленинградском отделении ВТО (Всероссийского театрального общества). А в начале 1940-х возник ночной театр, позже названный «Синей птичкой».

В конце 1920-х на волне увлечения джазом в Ленинграде начали проводиться джазовые концерты, в частности, в Капелле. Спустя некоторое время уже были собраны несколько оркестров: наиболее популярным стал «Теа-джаз» Утесова, который дебютировал на сцене нынешнего театра имени Мусоргского в 1929 году и в дальнейшем выступал в «Мюзик-холле».

Цирк «Мюзик-холл», сейчас располагающийся на известном всем месте в Александровском парке, в свое время именно там и открывался, но вскоре переехал на Итальянскую, 13, сменил название на «Эстрадный театр-цирк», а потом на «Ленинградский мюзик-холл». В «Мюзик-холле», под руководством дирижера Дунаевского и при участии «Теа-джаза», были созданы эстрадные программы, в которых выступали Рина Зеленая, Грановская, Шульженко. В 1937 году театр был закрыт.

Продолжение следует...


Комментарии

Читать на эту тему